Найти тему

Адреналин и ревущие моторы

Легенды мирового автоспорта — раллийные автомобили группы Б. Это были неуправляемые, опасные для жизни прототипы с огромной мощностью, которые в своё время привлекали толпы поклонников. С 1982 по 1986 годы во время отсутствия надлежащей электроники и мер безопасности пилоты рассекали серпантины на раллийных монстрах. На скорости до 200 км/ч гонщики маневрировали на сложной, узкой и заполненной зрителями трассе. Всего одно неверное движение могло унести жизни не только автомобиля с экипажем, но и десятка очевидцев. К сожалению, в истории ралли группы Б однажды и случился подобный случай, который поставил жирный крест над этим адреналиновым периоде автоспорта.

Ралли — это вид автоспорта, где пилоты соревнуются на специальных трассах с покрытием: например, снег, грунт или асфальт. Гонщики за определённое время должны добраться до контрольных точек, преодолевая различные препятствия на дороге.

В 80-ых мир набирал обороты, вместе с инновациями были и настоящие революции. И это касается множества сфер жизни. Однако раллийный спорт переживал не лучшие года. Стояла чёткая задача: как сделать популярнее и более уникальным. Тогда было принято решение президентом Международной федерации автоспорта (FIA) дать свободу инженерам и конструкторам. По задумке Жана-Мари Балестра, ралли проявит себя с лучшей стороны, когда будет предоставлена практически полная независимость в разработке автомобилей. Всё строилось по простой формуле: чем больше зрелищных аппаратов проезжало трассы, тем больше зрителей собиралось, значит и поле для спонсоров становилось все шире. Не задумываясь о страшных последствиях, комитет представил миру неукротимого зверя — группу Б.

FIA открыли дорогу для реализации всех своих концептов. Первыми в игру вступили немецкие инженеры с Audi: железный полноприводный монстр, который разорвал все шаблоны и показал потенциал той свободы, что дали ранее.
FIA открыли дорогу для реализации всех своих концептов. Первыми в игру вступили немецкие инженеры с Audi: железный полноприводный монстр, который разорвал все шаблоны и показал потенциал той свободы, что дали ранее.

В начале 1981 года Audi Quattro под пилотированием финского автогонщика Ханну Миккола опередил победителя ралли на целых 9 минут! После такого ошеломляющего результата в игру вступили и другие гиганты автопроизводства. Высокая популярность ставило ралли рядом с неугасающей Формулой-1. Всё больше производств начали серьёзную и капитальную работу над техническим состоянием машин. С каждым разом тратилось невероятное количество средств в развитие прогресса. В этот период на поле битвы встал концерн Lancia, который рационально и изобретательно подходил к делу. Успех продаж обычных серийных авто зависел от побед машин на раллийной трассе. Это был хороший шанс поднять популярность компании, обрести славу. Lancia вступила в гонки группы Б и ещё продолжительное время лидировала на дороге.

-3
-4

До 1983 года комитет FIA разрабатывал новые поправки в регламент соревнований, всё более совершенствуя условия. Под конец года оказалось, что следующие пять лет правила не будут меняться. После этого заявления автоконцерны ещё больше загорелись идеей выйти вперед. Фактически, пока есть свобода, можно создавать новые экземпляры, шедевры автопроизводства. После этих событий к гонкам присоединился Peugeot — французский концерн, который долго наблюдал за борьбой Lancia и Audi за первенство. В то время французская компания переживала убытки, и им срочно требовалось обновление. Пожалуй, ралли стал единственным шансом вытащить Peugeot из финансовой ямы.

-5

Инженеры проработали все недочёты соперников в конструктиве автомобилей и создали машину, которая обогнала конкурентов и принесла победу в 1985 и 1986 годах.

Жажда гонок всё больше заставляла компании работать. Однако с ростом мощи автомобилей стояла большая проблема, так как гонщики теряли контроль над управлением. Впрочем, восторг руководства и восхищение зрителей от происходящего на гоночных трассах не переставал угасать. С большой силой приходит большая ответственность. Все понимали, что зрелищность и скорость могут привести к большой беде.

Развитие автомобилестроения произошло настолько быстро, что уже к тем годам Audi Quatro Sport S1 E2 мог достичь отметку в 100 км/ч на грунте всего за ничтожные 2,6 секунды. По нынешним меркам такого результата практически невозможно получить. На достигнутом конструкторы не собирались останавливаться, всё более улучшая показатели до смертельных значений. Вопрос трагедии был очевиден. Популярность ралли в то время — это небывалый ажиотаж. Шоу настолько было интересным и захватывающим, что зрителей с каждым заездом становилось всё больше. Места на дорогах катастрофически не хватало, и люди буквально стояли на обочинах. Попадались примеры, как толпы болельщиков выбегали на трассы, что обрекалось травмами. Больше всего страдали от фанатов именно пилоты, поскольку помимо контроля неуловимой машиной и внимания за временем прохождения трассы им приходилось обеспечивать безопасность зрителей.

У болельщиков были и свои соревнования. Самые бесстрашные пытались прикоснуться к машине, идущей на полной скорости. Как сообщали механики, не удивительно было найти чьи-то оторванные пальцы на дорогах. Важным аспектом здесь являлось полное безразличие к безопасности со стороны организаторов. Это и сыграло в будущем злую шутку.

Самые страшные моменты в истории группы Б возникли в 1986 году. Обилие факторов и навыков, которые требовались от пилота, были запредельными.

1986 год. Португалия. Ford RS200. На серпантине этот болид на полном ходу влетел в толпу зрителей, унеся жизни троих и отправив на больничную койку порядка тридцати человек. Пилот не смог справиться с мощностью железного монстра. Во время гонки один из болельщиков не смог уйти с дороги, а водителю пришлось вывернуть руль, чтобы спасти одного человека.

Внимание видео содержит кадры аварии. Впечатлительным просьба не смотреть!

1986 год. Корсика. Lancia Delta S4. Пилот потерял контроль из-за запредельно огромной скорости, которую выдавал автомобиль. Машина вылетела с трассы и размозжилась о дерево, после началось возгорание. От автомобиля остался лишь каркас. Штурман и водитель погибли на месте.

-6

После трагедий FIA решила ограничить соревнования жесткими регламентами, которые позже стали залогом для безопасности будущих гонок. Но не справедливо ругать лишь невероятной труд инженерии или ошибки пилотов.

Группа Б остаётся одним из уникальнейших и безумных эпизодов автоспорта и по сей день. Время инженерной свободы и искусства. Можно утверждать, что вряд ли когда-либо мы увидим нечто подобное. В нынешние времена во главу берут безопасность, и, видимо, это к лучшему. Всяко лучше видеть побитый болид, чем побитого пилота.

Автор: Михаил Наумов