История про то, как моя старшая дочь перешла на семейное обучение в 2018 году.
Однажды я разрешила своей дочери-одиннадцатикласснице не ходить больше в школу.
Даже сама пошла и забрала оттуда ее документы.
Педагоги крутили пальцем у виска и убеждали меня “не ломать девочке жизнь”, но я была непреклонна. Потому что нами было принято решение о переводе дочери на семейное обучение. О том, почему мы так поступили, как пришли к этому и что в итоге получилось, я расскажу в этой статье.
Первопроходцем дистанционного обучения в нашей семье была моя старшая дочь.
С детства серьезная, много читающая,хорошо учившаяся девочка, в 9-10 классе стала терять интерес к учебе, приходила из школы уставшая после 7-8 уроков, несчастная, с сильно болевшей спиной, головной болью, звоном в ушах и головокружением.
Появились первые признаки депрессии, она стала подолгу лежать на диване лицом к стене или уходить в интернет, забыв про уроки. Забросила занятия живописью, хотя блестяще окончила художественную школу и продолжала рисовать для себя, ходила на пленэры. Допускаю, что она не все мне рассказывала, возможно, были и еще какие-то аспекты, типа проблемной любви.
Теперь ресурса у нее не было ни на что. Учителя стали жаловаться, что она прогуливает уроки. Все это совпало с гормональной перестройкой организма, довольно болезненной.
Я же, видя, что учеба катится в тартарары, пыталась вести мотивирующие беседы о необходимости образования и важности хороших оценок, пыталась добиться от нее причины, почему так происходит.
Может, травля одноклассников? Конфликт с учителем? Несчастная любовь? Нет. Что же тогда? Ничего такого, “все достало просто”.
В общем, она долго не жаловалась, наш “стойкий оловянный солдатик”, пока как-то вечером мы не сели все вместе и не поговорили “по душам”. И ее “прорвало”:
- “в школе многие предметы ведут очень скучно, один педагог вообще просто на каждом уроке говорит:”Ну что, албанцы. достаем учебники и переписываем параграф!”. Такие уроки приходится просто перетерпливать и пересиживать,не вынося для себя ничего нового”,
- “ в школе очень шумно, все кричат, на уроках –учителя, на переменах – дети, от этого болит голова”,
- “мама, папа, поймите, та советская школа, которую показывают в фильмах, в которой вы учились – ее больше нет, сейчас все по-другому!”,
- “на уроках неинтересно”,
- “все перемены и некоторые уроки я провожу в школьной библиотеке, потому что там тишина и я могу сама написать по учебнику конспекты по устным предметам, чем слушать нудное объяснение”,
- “после 3-4 урока начинает болеть спина и хочется просто лечь на пол и умереть”.
- “в столовую на перемене не успеть, и еда там невкусная”,
- “в туалетах на дверях кабинок сломаны замки, там курят “вейпы”, просто страшно зайти”,
- “в коридорах и туалетах мат, матерятся даже первоклассники” и т.д.
Мы с мужем призадумались. Я стала мониторить в интернете эту тему, о современном школьном образовании, о его проблемах, и поняла, что да, “той школы, в которой мы учились, больше нет”.
В конце 10 класса дочь стала приходить из школы совсем уже “зеленого” цвета, глотать обезболивающее от головы и от спины (хотя врачи ничего не находили и списывали все на пубертат). Плюс налицо были все признаки депрессии.
image from freepik.com
Вместо школьного мучения – дистанционное обучение. Вместо традиционной школы – образовательный портал.
В 2018 году мало кто слышал про семейное обучение, но кто ищет, тот всегда найдет. Прочитав множество статей про онлайн обучение, про интернет школы, про дистант и изучив ФЗ № 273 “Об образовании”, мы решились уйти на семейное обучение в начале 11 (!) класса.
В администрации школы, когда я пришла забирать личное дело дочери и принесла заявление о переводе на семейное обучение прямо в начале учебного года, случилась чуть ли не паника.
Директор, завуч, несколько педагогов окружили меня и стали отговаривать, пугая провалом на ЕГЭ и не поступлением в ВУЗ. Что хорошо – проверили наличие лицензии у той школы-партнера, в которую мы прикреплялись для прохождения аттестаций на семейном обучении.
Прогнозировали снижение уровня знаний, к которому, по их мнению, приводит онлайн образование. Пророчили отсутствие социализации и одиночество из-за отсутствия общения с одноклассниками (над этой причиной дочь потом долго смеялась) и т.д. и т.п. Но в итоге заявление приняли, личное дело и мед.карту выдали, и я откланялась.
Пройдя процедуру оформления документов и прикрепления к новой школе для аттестаций (см. ст.1, как оформить документы), мы написали в департамент образования письмо по электронной почте (она была указана на сайте администрации города), что я уведомляю (просто уведомляю, безо всяких объяснений) отдел о переводе дочери, такой-то такой-то,на семейное обучение согласно Федерального Закона № 273-ФЗ,от 29.12.12, ст.17, (ссылка на ст.1 ).
Потом оплатили в выбранной интернет школе обучение, тариф “с прикреплением”, и стали учиться.
- Из дома.
- В тишине и комфорте.
- С ноутбуком, кофейком и в пижамке.
- Не с 8 утра, а с 10.
- С перерывами для растяжки спины и гимнастики для глаз.
- В удобном темпе.
- С полным пониманием того, что отныне вся ответственность за знания, оценки и поступление лежит только на нас.
Подстраховались репетитором по математике (потому что в ВУЗе нужен был “профиль”, а школьная программа, по признанию самих же педагогов на одном из родительских собраний, подготовки к профильному экзамену по математике не дает). И курсами по черчению, которого в школьной программе теперь вообще нет, а в институте оно необходимо сразу на 1 курсе.
Боли в спине и голове прошли после МРТ-диагностики и курса массажа и гимнастики. У ребенка вновь появилось желание заниматься творчеством, общаться с друзьями.
Дочь училась спокойно, в своем темпе, сама дотошно изучила правила интернет школы, вовремя сдавала домашки и в конце марта вся программа 11 класса была ею пройдена, все контрольные сданы.
“Родители, я, кажется, школу oкончила”,--сказала она однажды, выйдя из своей комнаты. И оставшиеся 2 месяца готовилась к ЕГЭ, решая “пробники” сама и с репетитором. ЕГЭ она ездила сдавать в московскую школу, хотя была возможность и в своей, возле дома, но она не захотела. Сдала средне, хотя все пробники решала на 80+, но переволновалась. После чего мы подали документы в институт и стали готовиться к творческим испытаниям.
Итоги и выводы перехода нашей одиннадцатиклассницы на семейное обучение.
Процесс окончания школы прошел спокойно, все выпускные вечера отменили в связи с карантином, аттестат ей торжественно вручили индивидуально в кабинете директора нашей новой школы.
На бюджет баллов не хватило, но мы не особенно на это рассчитывали, поскольку выбрали серьезный московский ВУЗ и специальность с большим конкурсом.
Сейчас дочь учится на 4 курсе, участвует в студенческих региональных и общероссийских конференциях, пишет статьи на английском языке, работает удаленно в одной из питерских фирм по своему профилю, участвует в студенческом волонтерском движении. Мы ею очень гордимся.
О чем мы пожалели, окончив школу на семейном обучении?
Конечно, тут имеет значение характер и настрой ребенка. Девушка у нас с детства была серьезная, ответственная и самостоятельная, все инструкции интернет школы и правила выполнения и загрузки домашек и контрольных внимательно изучила сама, все делала вовремя без напоминаний, мы не привыкли ее контролировать. (С младшей у меня совсем другая ситуация, тут весь контроль на мне).
В заключение хочу сказать,что по итогу этого интересного опыта – перехода на семейное обучение дочери в 11 классе в интернет-школу – мы ничего не потеряли, а напротив, у нее восстановилось здоровье, закрепилось ответственное отношение к учебе и к жизни, появился ресурс заниматься творчеством, и пожалели мы только об одном – что не перешли на семейное образование гораздо раньше!
Про обучение в онлайн школе младшей дочери хочу тоже написать, полгода прошло, есть первые результаты. Присоединяйтесь к каналу, если интересно!