«Говори не так, как тебе удобно говорить,
а так, как слушателям удобно воспринимать».
Скилеф
Принципы (от латинского — основа) — это векторы, установки, задающие общее направление. Важно употреблять принципы ораторского искусства к месту и правильно их дозировать, в зависимости от того, на лекции вы выступаете, на митинге или читаете проповедь. Поговорим вкратце о некоторых принципах ораторского искусства.
1. Забудь о себе, займись делом.
Это принцип уверенности. Неуверенный оратор озабочен собой. Его тревожит мысль: а вдруг обо мне плохо подумают? Его волнение прожорливо и съедает часть его внимания – именно поэтому скованный оратор запинается и путается. Ничто, кроме собственных установок, не мешает нам перед аудиторией быть такими же раскрепощенными, как у себя дома. Увлекайтесь выступлением, и вас не останется на волнение.
2. Оратор – хозяин положения.
Некоторые ораторы ведут себя так, будто они в чем-то провинились или не выучили урок, – вздрагивают от каждой реплики слушателей, норовят подробно ответить на всякий неуместный вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории. Плачевное зрелище.
Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, поэтому должен вести за собой слушателей, а не идти у них на поводу. Это не значит, что при этом нужно непременно воплощать диктаторский стиль – хамить и грубить. Следует быть мягким к слушателям, но решительно заниматься своим делом. Оратор должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы – слушатели должны видеть, что оратор знает, что хочет.
3. Если не будешь будоражить аудиторию, то аудитория займется тобой.
Есть такой тип ораторов – «нудисты». Это те, которые не выступают, а нудят – долго бубнят себе под нос бестолковщину. Кажется, что у них только две задачи – утомить аудиторию и испытать терпение слушателей. Обычно добрые слушатели прерывают речь «нудиста» вопросом: «Может тебе заплатить, чтобы ты оставил нас в покое?». Злые – бьют (поэтому «нудист» должен быть проворным – уметь изворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать). Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась. Аудиторию нужно увлекать.
4. Принцип спектакля.
Люди любят зрелища и яркие ощущения. Они готовы платить за концерты, театральные представления и аттракционы. Поэтому аудитория в глубине души ждет, когда же перед ней развернут интересное шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает слушателей и оправдывает их ожидания. Вялая же речь вызывает у них ощущение, что они даром тратят время своей жизни. Превратите выступление в интересный спектакль.
5. Хочешь быть интересным – будь заинтересованным.
Этот принцип перекликается с предыдущим. Если излагать свои мысли равнодушно и безучастным тоном, то такую речь вряд ли можно будет назвать исторической. Такая речь будет забыта вскоре после произнесения. Поэтому, чтобы речь была интересной и впечатлила слушателей, выступая, следует постараться. Добавьте в речь энтузиазма и эмоции.
6. Принцип разнообразия.
Когда мы слышим гром, то это значит, что мы также слышим прервавшуюся тишину – мы воспринимаем не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Чем больше в речи контрастов (разнообразия), тем больше она привлекает внимания. Разнообразие должно присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции – дикция всегда должна быть четкой): говорить нужно местами ярко, а местами умеренно; с различными эмоциональными оттенками; то громче, то тише; иногда активно жестикулируя и перемещаясь, а иногда стоя неподвижно; изменяя темп речи – быстрей и медленней; тон голоса – выше и ниже. Также использовать паузы различной длины и так далее. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, в котором есть лиловый закат и голубое небо, лес и горы, озера, холмы, пере лески и т.д. Такая речь привлекает, и ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно.
7. Ответственность за непонимание целиком лежит на говорящем.
По каким бы причинам ни происходило непонимание слушателями смысла речи говорящего – даже если слушатель имеет неповоротливые мозги и отвлекается, — ответственность за непонимание целиком и полностью лежит на говорящем. Это аксиома (не требует доказательства). Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: «Неужели непонятно?» или «Какие же вы бестолковые!», – то он, мягко говоря, неправ, ибо таким образом пытается переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы вас нельзя было не понять.
8. Претензии к слушателям неуместны.
Как правило, слушатели в основной своей массе вменяемы и дисциплинированны, но иногда среди них попадаются агрессивные, болтливые и нетрезвые, которые отвлекают и мешают выступать. Конечно, иной раз какого-нибудь нерадивого слушателя можно и выдворить, чтобы не мешал, но чаще всего такой подход неуместен. Как бы непотребно слушатели себя ни вели – ерзали, шумели, задавали бы ненужные вопросы, не следует предъявлять им претензий: дескать, хватит меня отвлекать, или – как же с вами тяжело общаться! Какой бы активной или безразличной ни была аудитория, с ней нужно управиться тактично. Точно так же, как кирпич не виноват в том, что он кирпич, слушатели не виноваты в том, что они такие, какие есть. Будьте снисходительными к аудитории.
9. Исчерпайте тему, а не терпение слушателей.
Говорят, что время – деньги. На самом деле время больше, чем деньги, ведь время содержит все, что мы имеем, – вся наша жизнь лежит во времени. Парадокс: принято считать, что воровать деньги плохо, а отнимать у человека его время, отвлекая его или заставляя ждать, не зазорно. Утомлять слушателей нудным выступлением – значит, воровать у них частичку жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем слушатели того захотят.