Так случилось, что я друг за другом прочел мемуары Игоря Кваши, Сергея Юрского, Олега Басилашвили. Все трое, конечно, ушиблены советской властью. В разной степени. Прослеживается закономерность - чем больше наград от коммунистов - тем более антисоветски настроен артист. Олег Басилашвили - единственный из трех получил звание народного артиста СССР. Причем в 1984. При Константине Черненко. Аккурат к 50-летию Валериановичу дали высшее актерское звание Союза. Кваша на тот момент 6 лет был народным РСФСР, а Юрский только Заслуженным.
У Басилашвили была еще Государственная премия РСФСР за фильм "Служебный роман". Ее удостоилась съёмочная группа во главе с Эльдаром Рязановым. Обошли наградой только Светлану Немоляеву. Ну, несправедливо. Мягкову с Фрейндлих дали, а вот Ахеджаковой и Немоляевой нет. На банкете, после вручения премий, Басилашвили подошел к члену Политбюро и Председателю Совета министров РСФСР Михаилу Соломенцову с вопросом почему обделили Немоляеву? ( Странно почему не заступился за Ахеджакову и Щербакова. Верно выпил недостаточно). Суровый член Политбюро ответил лаконично:
- Все решено правильно.
Почему-то Олег Басилашвили отошёл на цыпочках. Он так и написал в книге. Понятно, что выпил мало. Иначе начал бы пререкаться с Михаилом Сергеевичем.
Затем актер воспоминает великих режиссерах, в картинах которых ему посчастливилось сниматься. Идея, конечно, вдохновляющая и для нас с вами. Я приготовился узнать неизвестные и одухотворяющие моменты, развесил уши и.... На том же "Служебном романе" артисту запомнилось как искали ему элегантные кепи, галстуки, "гэдээровский пиджак в клеточку" и синий блейзер. Все нашли в распределителе ЦК. Дефицит был в то время. Это бесило модника Басилашвили. Зато сейчас любая одежда доступна, но кинокартину уровня "Служебного романа" так никто и не снял. Часть вторая есть. Но фильм одноразовый. Сам же Рязанов скатился до уровня убогих "Небес обетованных" и холуйского "День в семье президента" (1993), где Борис "Алик" Ельцин рассказывал стране, что выпивает рюмку коньяка за обедом в воскресенье и все. После такого лизоблюдства зритель проголосовал ногами за следующие "муви" Эльдара Александровича.
Духовной отдушиной для меня стал рассказ Басилашвили о том, как снимали "Рабу любви". Несмотря на малобюджетность (?) Михалкову удалось всю группу одеть в элегантные костюмы той эпохи. Герою Родиона Нахапетова нашли пижонский автомобиль начала XX века. Никита Сергеевич собирал всю группу в своем номере, где вслух читали Бунина, Чехова. Ах, ах, ах. Потом режиссер что-то шептал на ухо Леночке Соловей и Сане Калягину. А Ботанический сад Одессы, а Лиман, а шум прибоя, а луна. Романтика... Но и здесь Олег Басилашвили кидает ложку дёгтя - вспомнил скверную кинопленку Шосткинской фабрики. Сейчас той скверной пленки нет, но "Рабу любви" пересматривать хочется, в отличие от конъюнктурных "Утомленных солнцем" и последующей продукции владельца "Фонда кино" ( уж простите меня фанаты Никиты Михалкова).
В "Осеннем марафоне" Басилашвили тоже понесло в тему дефицита. Кепка, штаны, ботинки - были куплены им на гастролях БДТ в Финляндии. Где Георгий Данелия достал ему твидовый пиджак - не упоминает.
Вот эти-то мелкие уколы в сторону советской власти кажутся неуместными, оглупляют самого артиста. Я повторюсь: в условиях брежневского (!) дефицита сняли гениальные фильмы на все времена: "Раба любви", "Служебный роман", "Осенний марафон". Сегодня есть все, но выше "Мама не горюй" и "Особенностей национальной..." кинематограф подняться не может. Вероятно потому, что все производители думают не об искусстве , а "откатинге"? А, Олег Валерианович?
( Впрочем есть "Левиафан". Однако исключения лишь подтверждают правила).
Под конец главы о кино Басилашвили доводит свой антисоветизм до абсурда. Смотрите как. В 1996 году Семен Аранович снимал к/ф "Агниц Божий" ("Agnus dei"). Германия и Россия финансировали съёмки 50/50. Немецкие деньги были потрачены полностью, а российские не пришли. Приближались "выборы-96". Далее я процитирую Басилашвили:
"Рейтинг Ельцина упал чрезвычайно. Рейтинг Зюганова, наоборот, вырос. Возникла опасность коммунистической реставрации. И вот тут-то Роскино под руководством Армена Медведева нанесло последний , решающий удар Арановичу. "Денег не дадим, - сказано было нам, - фильм не ко времени!"
.... съёмки прекратились. Семен не выдержал удара, заболел и умер".
Итак, по Басилашвили получается, что если бы Зюганов сдался сразу, то Медведев бы Армен не украл деньги у кинопроекта Семена Арановича? Режиссер бы доснял фильм и остался жив. Следовательно в кончине Арановича виноват Зюганов? Из-за него же деньги перебросили....Вот неизвестно куда перебросили. И что интересно - продолжают перебрасывать, нужно только повод найти😂 Согласны, читатели? 😂 Но и в этой кинокоррупции виноваты тоже коммунисты. Однозначно?
Статьи по теме:
Как всегда жду ваших критических комментариев. И не забывайте подписываться на мой Канал!