Найти тему
Древний мир

В чем не прав Карл Маркс или почему у первобытных племен не было социального равенства и отсутствовал «первобытный коммунизм»

Наш мозг можно назвать очень мощным компьютером, где даже каждый нейрон - это не аналог транзистора, а скорее отдельный процессор. Однако его способности оперировать цифрами и словами не столь уж впечатляющи. Большинство вряд ли сможет вести несколько вычислений или повествований параллельно.

Наш мозг можно назвать очень мощным компьютером, где даже каждый нейрон - это не аналог транзистора, а скорее отдельный процессор
Наш мозг можно назвать очень мощным компьютером, где даже каждый нейрон - это не аналог транзистора, а скорее отдельный процессор

Я натыкался на информацию, что, как правило, человек может обрабатывать не более 30 символов в секунду, речь именно о сознательной деятельности, а не тех процессах, которые мозг выполняет автоматически. Вероятно, именно такие ограничения приводят к желанию нашего мозга классифицировать и раскладывать всё по полочкам, создавать понятную и, по возможности, простую картину мира.

При этом мы живём во времена стремительно развивающейся цифровой техники. Хоть смена поколений тех или иных смартфонов, процессоров и видеокарт в последнее время чаще носит больше маркетинговый характер и не даёт ощутимого роста производительности, тем не менее, на более-менее длинных временных промежутках, исчисляемых хотя бы десятилетиями, прогресс очевиден.

С другими товарами ситуация не столь однозначная, впрочем, сложно отрицать, что в последние как минимум несколько веков способы производства усложняются, технологии совершенствуются, а разнообразие товаров и услуг растёт. В общем, происходят процессы, которые можно объединить единым термином "прогресс". А как я уже говорил, любимое занятие нашего мозга - это классифицировать информацию, раскладывать по полочкам.

И если взглянуть на историю нашего вида, то он без труда может увидеть картину, исходя из которой человек от века к веку совершенствовал свои орудия труда, строил всё более и более сложные социальные конструкции и, по итогу, пришёл к нынешнему положению дел.

В университете мы проходили формационный подход, основные идеи которого заложил Карл Маркс. Хотя, как я понял, в привычную нам структуру его оформили уже советские историки, и на тот момент переход от одной экономической формации к другой был мне очевиден.

Маркс писал, что первобытно-общинный строй подразумевает общую собственность и социальное равенство
Маркс писал, что первобытно-общинный строй подразумевает общую собственность и социальное равенство

Взгляды на стадиальную антропологию показали, что на самом деле процесс антропогенеза был гораздо более сложным, чем простая модель, которую раньше рисовали в учебниках, то с историей всё несколько иначе.

Здесь очень часто сохраняются архаичные идеи, так, например, согласно уже упомянутому формационному подходу, первой ступенькой в развитии человеческого общества является первобытно-общинный строй. Но на самом деле у нас не так уж и много источников информации о Каменном веке, основных и вовсе два.

Первое - это археология, которая предоставляет нам каменные орудия и, реже, кости, совсем редко - предметы искусства. Однако на её фундаменте в социальном плане можно в лучшем случае определить приблизительную численность племени, обитавшего на той или иной стоянке.

Когда же начинаются размышления, например, о роли женщины в древнем обществе на основе палеолитических Венер, тут уже мы вступаем в область допущений и предположений.

Другим источником информации является этнография, в частности дошедших до нас племён охотников-собирателей, и тут мы снова должны допустить, что их общество не трансформировалось за многие тысячи лет, а осталось примерно таким, как и в Каменном веке.

Маркс писал, что первобытно-общинный строй подразумевает общую собственность и социальное равенство. Однако если взять австралийских аборигенов, которые заселили континент около 60 000 лет назад и жили там по сути, не контактируя с остальным миром, то мы видим у них ярко выраженное неравенство мужчин и женщин, юношей и представителей старших поколений.

По большому счёту, у них, как и у саванных приматов, - геронтократия, власть стариков. При этом как у австралийских, так и у африканских племён есть личные вещи: копья, луки и украшения.

Согласно наблюдениям антропологов из университета Пенсильвании, представители племени хадза меньше привязываются к вещам, чем люди из цивилизованного мира, но назвать их социальное устройство примитивным или "первобытным коммунизмом" сложно, потому как хоть обмен вещами и ресурсами основан не на денежной системе, однако, чтобы получить что-то от того или иного члена племени, ему нужно преподнести подарок, и после этого может быть, вам подарят то, что вы желаете. Встречал даже такой термин, как "экономика подарков".

экономика подарков
экономика подарков