«Оскар» — американская кинопремия, созданная в 1929 году и традиционно вручаемая деятелям киноискусства за их вклад в создание кинофильмов. И далеко не всегда награду вручали тем, кто её действительно заслуживал. На моём канале уже есть топ актёров, у которых нет заветной статуэтки, но сейчас я хочу разобрать практически все несправедливости церемонии вручения самой престижной кинонаграды.
Великие режиссёры без награды
Киноиндустрия, какую мы знаем, сформировалась в двадцатом веке благодаря выдающимся кинорежиссёрам, которые определили её облик. Среди них выделяются сто великих мастеров, такие как Альфред Хичкок и Стэнли Кубрик, которые не только снимали фильмы, но и оказывали влияние на целые жанры, представляли и тестировали художественные и технические методы, которые затем заимствовали их коллеги. Словно учителя, они демонстрировали другим, как нужно создавать кинематографические произведения. Однако истинную ценность зачастую видно только со временем. Многие из этих гениев так и не были награждены главным кинопремией за свои выдающиеся достижения. Например, Хичкок справедливо считается великим пионером современного триллера, который основывается на мастерской работе со зрителями и создании напряженной атмосферы.
В случае с Хичкоком, его работы были номинированы на Оскар семь раз, включая пять номинаций за лучшего режиссера и две за лучший фильм в качестве продюсера. В этом списке великие фильмы мэтра, такие как "Ребекка", "Подозрение", "Спасательная шлюпка" и "Окно во двор". Тем не менее, сам Хичкок ни разу не стал обладателем статуэтки лучшего режиссера года. Это кажется несправедливым, не так ли?
Аналогичная история произошла с Стэнли Кубриком, который считается одним из самых инновационных режиссеров второй половины двадцатого века. С 1965 по 1988 год он был номинирован на Оскар 13 раз, и почти все его наиболее значимые работы, как "Доктор Стрейнджлав", "Космическая одиссея", "Заводной апельсин", "Барри Линдон" и "Цельнометаллическая оболочка", попадали в шорт-лист. Он был четырежды претендентом на звание лучшего режиссера и пять раз номинирован в качестве сценариста. Но ни одна из этих наград так и не была ему вручена. Например, его "Цельнометаллическая оболочка" уступила фильму "Последний император", который сегодня вспоминают лишь немногие киноманы. Однако в 1988 году этому же фильму было вручено сразу 9 Оскаров, что вызвало наибольшее недоумение на церемонии.
Ридли Скотт, как и вышеперечисленные его коллеги по цеху, тоже сделал немало для кинематографа. Из-под его крыла вышло огромное количество разношерстных фильмов, некоторые из которых считаются классикой мирового кино. Из наиболее известных его работ можно вспомнить: культовые «Чужой», «Бегущий по лезвию», «Гладиатор», отличный «Тельма и Луиза», хорошие «Чёрный ястреб», «Марсианин» и многие другие. Он был номинирован на «Оскар» 4 раза, но, к сожалению, статуэтка так и дошла до него. Сейчас мэтру уже 86 лет, и он до сих пор создает новые проекты, хоть и иногда сомнительные. Но отрицать его огромный вклад в кинематограф глупо.
Ещё больше печально за Мартина Скорсезе. Хоть у него и есть одна статуэтка за «Отступников», но это, скорее, награда не сколько за фильм, а за выслугу лет. Причём, «Отступники» далеко не самая лучшая работа маэстро, хоть мне фильм и очень нравится. Прежде всего, это ремейк гонконгского фильма «Двойная рокировка». В целом, режиссёра номинировали 11 раз (без учета прочих наград) и лишь один раз он всё-таки ухватил награду. Но очень обидно за «Таксиста», который даже не стали номинировать, хотя кино стало мировой классикой. Также обидно за «Славных парней» и «Бешеного быка». Все эти работы Скорсезе считаются культовыми. Самая свежая работа мастера вообще полностью обнулилась на церемонии в 2024-ом году.
Худшие Оскары
Никому не секрет, что Оскар всегда был весьма чувствителен к актуальной социально-политической повестке и мнению критиков. Но и банальный маркетинг никто не отменял, поэтому зачастую в номинации "лучший фильм" побеждали посредственные, но "правильные" фильмы, в то время как великие творения пролетали мимо наград. Просто взгляните на фильм "Операция Арго" - лучший фильм 2012 года, когда вышли "Джанго Освобожденный", "Линкольн", "Мастер" и драма "Мой парень – псих". Готов поспорить, что среди вас вряд ли найдутся обожатели "Операции Арго", потому что это скорее политический проходняк, зато с тремя Оскарами.
Чаще всего подобные ситуации случаются именно с фильмами, сюжет которых связан с войной и политикой. Типичный пример - "Повелитель бури", который в 2010 году получил 6 статуэток, включая категории лучший фильм, лучший сценарий и лучший режиссер. Неспешная и даже монотонная военная драма о страдающем сапере не прошла проверку временем и была забыта уже через год. Однако в 2010 году все американские кинокритики буквально кипятком лили и возносили этот обычный фильм до небес. Интересно, что поставило ленту Кэтрин Бигелоу. И до сих пор она является единственной женщиной с наградами за лучший фильм и лучшую режиссуру. Также она стала первой женщиной, победившей в номинации "Лучший режиссер". Причем главным конкурентом Кэтрин в 2010 году был ее бывший муж Джеймс Кэмерон со своим "Аватаром", а еще в тот год на премии были представлены «Бесславные ублюдки». Шедевральный мультфильм "Вверх", "Район №9", комедийный "Шерлок" от Гая Ричи, "Гарри Поттер и Принц-полукровка" - любой из этих фильмов сегодня значит для зрителей куда больше, чем всеми забытый "Повелитель бури", в котором академики разглядели претендента на 6 Оскаров.
При этом в истории премии полно случаев, когда мимо наград пролетали действительно великие фильмы о войне. Пожалуй, самый яркий пример — это "Апокалипсис сегодня" Фрэнсис Форд Коппола заслуживал Оскар, как минимум за то, что он вообще вывез этот производственный ад. Очень долго хотел снять этот фильм и создавал его вопреки всему правительству США и военным, не оказывавшим ему никакого содействия, потому что видение режиссера не совпадало с официальной точкой зрения на войну во Вьетнаме. Коппола договорился с филиппинскими вояками, которые предоставляли ему вертолеты вместе с пилотами, но их часто отзывали для войны с повстанцами. А когда присылали новых пилотов съемочной группе, приходилось обучать их заново. Знатно подставил режиссёра и Марлон Брандо, который прибыл на съемочную площадку разжиревший и не отказывался учить текст своей роли. Ну, и, до кучи, Коппола испытывал колоссальное давление по той простой причине, что вложил в производство все свои средства, чтобы снять независимый авторский фильм. И если бы лента не окупилась, режиссера ждал бы финансовый крах и неизбежное банкротство. Но в итоге фильм ждал ошеломляющий успех, как у зрителей, так и у критиков. В 1980 году лента получила восемь номинаций на Оскар, однако не победила ни в одной из главных категорий. Награды за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший адаптированный сценарий ушли семейной драме "Крамер против Крамера". Фильм, конечно, хороший, но история расставила все по своим местам. Творение Копполы вошло в список величайших фильмов всех времен, а "Крамер против Крамера" так и остался хорошей драмой, о которой современный зритель скорее всего даже не слышал.
В продолжении военной темы можно вспомнить Оскар 99 года. Тогда фаворитами в главных категориях были сразу три военные ленты: "Спасти рядового Райана" Стивена Спилберга, "Жизнь прекрасна" Роберто Бениньи и "Тонкая красная линия" Терренса Малика. Создатели первых двух были отмечены академиками. Спилберг получил награду за лучшую Режиссуру. Однако главным фильмом года стал мелодраматичной проходной "Влюбленный Шекспир", в котором отсыпали сразу семь статуэток, в их числе - награды за лучший фильм, лучший сценарий и лучшие женские роли. Статуэтка за главную женскую роль ушла молодой Гвинет Пэлтроу, которая в дальнейшем прославилась как весьма посредственная актриса. Подобное распределение наград вызвало резкую критику среди многих экспертов. Секрет был прост – ведущим продюсером ленты был тогда еще могущественный Харви Вайнштейн, который продавил академиков беспрецедентной маркетинговой кампании.
Нельзя забывать и про величайший фильм всех времен и народов «Лунный свет», который взял статуэтки за «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучший адаптированный сценарий». В тот год вышел около-шедевральный «Ла-Ла Ленд» Дэмьяна Шазелла, который был для многих зрителей главным фаворитом церемонии. Но в итоге забрал главную награду пустая и претенциозная агитка про несчастную жизнь негров-геев. Меня позабавил тот факт, что Махершала Али взял награду за лучшую роль второго плана, хотя хронометраж всех появлений на экране составит не более 8-ми минут.
Главная несправедливость
Ну и как же не вспомнить один из лучших фильмов по мнению зрителей «Побег из Шоушенка». Сейчас этот фильм занимает 4-е место на КиноПоиске в списке 250 лучших фильмов. Но самое главное – фильм номинировали в 11-ти номинациях (простите за тавтологию), но он не взял ни одной. Основные награды вручили замечательному «Форресту Гампу» Роберта Земекиса. 1994-й год вообще был богат на множество культовых фильмов, среди которых: «Форрест Гамп», «Побег из Шоушенка», «Криминальное чтиво», «Маска» и многие другие. И издательство The Hollywood Reporter выложило статью о тех фильмах, которые были несправедливо проигнорированы академиками. И, в основном, писалось про «Побег из Шоушенка». Если «Криминальное чтиво» взял хотя бы статуэтку за лучший сценарий, то у культовой классики Фрэнка Дарабонта нет ни одной награды.
Это были все самые несправедливые Оскары.