Найти тему
Записки актёра

Жизнью для вас рискую, устал, но не ухожу: о ноющих и жалующихся артистах и почему их не жалко

Здравствуйте! Как же любят наши артисты поныть. Помните времена изоляции? Ох, тогда уж очень многие разнылись, мол, денег нет, выступлений нет, кушать хочется, пожалейте нас бедненьких, а лучше скиньтесь по рублю. Я искренне не могу понять актёрского нытья. На что расчёт? Что зритель действительно пожалеет? А сейчас всё моднее становится ной о тяжёлом труде артиста… Эх, обсудим эту серьёзную и наболевшую тему.

Дмитрий Дюжев
Дмитрий Дюжев

Дорогие читатели, для начала обговорим тяжёл ли труд артиста? Об этом идут вечные споры. Часто я читаю в комментариях, мол, чего там сложного - вышел, покривлялся, да денег получил. Нам постоянно советуют на завод отправиться и даже не заикаться о тяжести актёрского труда, дабы не гневить реальных работяг, которые впахивают в шахтах или людей спасают, не щадя себя. И вы знаете - я согласен. Почти.

Скажу так: труд артиста очень сильно изменился за последние десятилетия. Когда-то артист действительно впахивал, рвал душу и нервы, проживал свои роли и готовился к ним месяцами, а то и годами, изучая каждый нюанс и постигая каждую, даже незначительную мелочь профессии и характера своего персонажа. Артисты учили историю, читали книги, погружались в психологию, философию, отрабатывали каждый жест и шаг у зеркала. Скрупулёзно работали над мимикой и речью. В общем, не жалели себя и занимались изнурительным трудом. Но этого давно нет (практически), а гонор остался и движется по какой-то инерции.

Сейчас огромное число артистов совсем так не работают. Пробежались по тексту, худо-бедно разобрали героя (а то и вовсе самого себя играют), нашли какие-то внешние и речевые особенности и в кадр или на сцену. Ночные репетиции и бесконечные работы с консультантами - сейчас редкость. Зато зарплаты артистов ощутимо выросли, превратив их в подобие элиты (они сами так считают) и оторвав от зрителя на световые годы. Конечно же, есть артисты, которые и сейчас пашут, но они теряются в океане халтуры и дилетантов, остальные, к сожалению, вывозят на обаянии и просто светят лицом, говоря выученный текст по очереди. 

Иннокентий Смоктуновский
Иннокентий Смоктуновский

А зрителя не обманешь. Он прекрасно видит качество многих нынешних фильмов, спектаклей, телешоу и т.д. И когда артист после роли в сомнительном проекте заявляет, что его труд ни чуть не легче, чем у шахтёра, это, как минимум, смешно. Дмитрий Дюжев говорил в интервью, что его работа сравнима по труду с самой тяжёлой деятельностью в шахте, и рисковал жизнью он не раз ради зрителя. При этом, как правило, актёры, которые реально работают на пределе сил, не плачутся о своей нелёгкой доле. Иннокентий Смоктуновский несколько раз был на грани смертельной усталости и истощения от тяжких поисков образа и бессонных ночей на съёмках. Но ни разу не пожаловался. А ещё у зрителя часто возникает непонимание - почему актёр говорит, что очень устал, ноет, мол, изнурил себя до крайности, но не уходит?

Когда артист или телеведущий во многих интервью заявляет, что безумно устал, что работа уже не приносит радость, это же действует на людей. Они сразу понимают, что артист халтурит и лишь отрабатывает гонорар, ненавидя свою роль. Зачем заявлять об усталости на всю страну? Если устал, ведь можно уйти или, хотя бы, взять творческий отпуск, восстановить силы. Так, например, происходит с Леонидом Якубовичем, который не раз говорил, что устал в разных интервью, сравнивал себя с диваном из «Войны и мира» Толстого - мол, он некий памятник, который жаль выбрасывать. Участники его шоу часто говорят, что усталость видно невооружённым глазом, что он может быть груб и т.д. Но уходить не торопится.

Леонид Якубович
Леонид Якубович

Так зачем ныть? Зачем рушить эту «магию» искусства? Артистам страшно уходить и брать отпуск. Думают, что их место быстро займут, что они незаменимые, что деньги кончатся. Но проблема в том, что одна из сутей актёрской профессии - творить «магию». Зритель не должен знать об усталости, о скандалах и разборках. Он заплатил денег за билет и просто хочет посмотреть произведение с профессиональной работой. А сейчас «магии» почти не осталось. Усталые артисты, чей труд, по их мнению, сложнее каторги.

Так на что расчёт у тех, кто жалуется на каторжный труд в актёрской профессии? Что зритель пожалеет? Мне вот совсем не жалко таких артистов. Вы же сами выбрали свой путь, никто вас на сцену силком не тащил. И неужели они не понимают, что только раздражают зрителя или выставляют себя посмешищем? Или есть те, кому их действительно жаль?

-4

А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!

Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!