Найти тему
Московская беседка

Обратная перспектива

О спектакле «Однажды...» театра «На Трубной» («Школа современной пьесы»). Премьера 12 марта 2024

Отношения двоих — всегда загадка. Загадка вдвойне, если речь идет о людях нестандартных, выдающихся, чей образ жизни выходит за рамки привычного и объяснимого. Зона доступа в интимную сферу ушедших — дело щекотливое, а доступ в спальню гения может быть оправдан лишь страстным желанием оправдать. Понять. Разглядеть главное.

Спектакль «Однажды...» - художественное размышление на тему странной любви необычных людей, их сложных взаимоотношений в тяжелое время. В основу композиции легла пьеса Александра Углова «Интервью», написанная по воспоминаниям Марины Дурново о ее жизни с Даниилом Хармсом и тексты самого Хармса.

Фотография автора
Фотография автора

Перед нами — история любви двух сильных людей, которые становятся не соперниками, но союзниками в тяжелой жизни, где нет места глубоко личностному, оригинальному, тонкому — настоящей литературе. Их первая же встреча — психологический бой двух сильных натур, ни одна из которых не желает уступать. Поединок самолюбий, трепетно, страстно, с первого взгляда полюбивших друг друга. Набычившись, оттачивая грубоватое остроумие и все же — тонко совпавших внутренне, почуявших редкое родство душ, впоследствии не раз спасавшее их от гибельного одиночества, эти двое начинают сближение. Они борются и восхищаются друг другом, конкурируют и капитулируют, упражняются в брутальности и отдаются безудержной страсти, которой не в силах сопротивляться.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена театром. Фотограф Петр Захаров

Ухаживания Хармса носят своеобразный характер. В нем чувствуется вызов — вызов во всем и вызов всему. Возведя традицию в ранг шутовства, он венчает возлюбленную бумажной фатой, отбрасывая иллюзии спокойной семейной жизни. Многочисленные измены со знакомыми и незнакомыми женщинами убивают любовь, но так и не могут ее убить.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена театром. Фотограф Петр Захаров

Разгадать загадку любви и предательства трудно, почти невозможно. В семейной жизни есть или любовь, или предательство. Мелкая, догорающая любовь предполагает меленькое предательство, но если любовь — большая и живая, почему она оборачивается сознательным мучением?

Приблизиться к разгадке можно только поняв и прочувствовав трудную судьбу Хармса: его не понимали и не принимали, не ценили как писателя, отрицали литературный талант. Жизнь породила отношение к миру — питательной среде для писателя — как в нагромождению хаоса и абсурда. Как к огромной яме страданий, которым нет числа и просвета.

Фотография автора
Фотография автора

Создается впечатление, что Хармсу просто некогда было любить. Не хватало в его трагической жизни энергии для любви, бережного отношения к женщине, которая была привязана к нему и к которой, без всякого сомнения, привязан он. Вся жизненная сила, весь поток витальной энергии, отпущенный гению, растрачивался вхолостую, ибо мир не принимал Хармса. И постепенно, уверенно и беспощадно убивал его. В этой измученной душе не оставалось ресурса для нежности и любви, все заливала ненависть к бессмысленной жестокости мира и невозможность ничего изменить (выразительная актерская работа Евгения Козлова).

Отсюда и странная песня — лейтмотив спектакля:

Я тебя полюблю,

Только после того, как умру…

Фотография предоставлена театром. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена театром. Фотограф Петр Захаров

Это строки — не просто абсурд, используемый Хармсом как защита и нападение на все, что его окружает. В этом силллогизме больше правды, чем во всей их жизни.

Актеры, создавшие и сыгравшие спектакль, нашли интересный постановочный ход: взгляд из настоящего в прошлое. Воспоминания пожилой женщины о умершем муже, постоянные мысленные разговоры с ним. Отсюда демонстративная разница в возрасте: Хармс приходит к возлюбленной оттуда, откуда нет возврата. Постаревшая Марина Дурново беседут с молодым мужем, которого давно нет в живых.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена театром. Фотограф Петр Захаров

Перед нами интереснейший прием, своеобразная обратная перспектива, позволяющая высветить главное в человеческих отношениях: недолговечность молодости, бренность красоты, превращающие ажурные чулки молодой красотки, пленившие поэта, в старческие треники. Такое решение расставляет очень верные акценты, позволяя смеяться над молодостью, которой кажется, что она вечна. Красота тленна, долговременны лишь человеческие отношения, сопровождающие нас всю дорогу. До конца.

Фотография автора
Фотография автора

Технически спектакль сделан безупречно и очень современно. В постановке столько огня, драйва, эстетики нашего времени, проявляющейся во всем: мизансценах, где перед нами — совершенно современные люди; музыке, танце, пантомиме, говорящей больше слов. Позволяющей прочувствовать то, что навсегда останется за строками мемуарной литературы.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена театром. Фотограф Петр Захаров

Повествовательным обрамлением диалогов Хармса и Дурново выступает некая рассказчица (Юлия Галкина), пунктирно намечающая историю любви героев по тексту писателя. Компьютерная обработка голоса, пригламуренный вид превращают ведущую в нашу современницу, комментирующую происходящее словно извне, оттеняющую трагизм пары и ее сложной жизни.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена театром. Фотограф Петр Захаров

Эстетика декаданса, сумрачное настроение отверженных, протест, вызов — из прошлого и из настоящего. Виртуозное художественное чутье актеров и постановщиков гармонично объединяет эстетику обеих эпох в единое целое. Мы видим себя, нынешних, в минувшем, ощущая родство с культурой ушедшей, как с нашей, актуальной, пульсирующей, живой.

Фотография автора
Фотография автора

Отдельный респект — Розе Хайруллиной за фантастическую энергию и танцевально-акробатическое искусство. Перед нами — совершенно юная девушка, которая умеет двигаться так, как не снилось молодым. Ее танец — легкий, стремительный, летучий, как пламя, сверкающий и ослепительный, как молния. Это надо видеть.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Петр Захаров
Фотография предоставлена театром. Фотограф Петр Захаров

Спектакль сделан очень емко и лаконично. За час сценического времени перед нами проходит целая жизнь, наполненная светом и мраком, любовью, предательством, страданием, преданностью, немыслимым драйвом и уверенностью в том, что настоящая любовь бессмертна.