Американско-канадско-новозеландский фильм ужасов 2020-х о мрачных закоулках женской психики от режиссера Тая Уэста с Миа Гот в главных ролях. Большая статья с существенной частью о психологии.
О чем фильм?
Жила-была девушка по имени Пэрл в антураже в духе "Волшебника страны Оз" - почти милая Дороти. Отдаленная ферма, строгая мать и отец-инвалид. А девушка хотела славы, она хотела стать знаменитой танцовщицей, как те, что Пэрл видела в кино. А еще у нее был муж, который разрушил ее мечты уехать с фермы и уехал на фронт.
А обыденная жизнь с постоянной работой на ферме, постоянными запретами матери и безмолвным беспомощным отцом была так далека от кинофильма...
И на этом фоне у Пэрл произошло обострение психоза - и вот она уже маньяк с топором.
Чем хорош фильм?
Я люблю фильмы ужасов за их честность. Страшным и злым выводится всегда что-то архетипически жуткое. В случае с Пэрл - это ее безумие - что на поверхности, и если копнуть глубже - мрачные закоулки женской души, о которых не принято говорить при виде миловидных юных девушек.
Безумие - сила иррациональная, скорее как оболочка для обозначения антисоциального поведения. А вот то, из чего это безумие состоит, куда интереснее.
Глядя на милую Пэрл с косичками, романтически мечтающую о славе и обожающую кино посреди солнечного дня, сторонний наблюдатель мог бы улыбнуться. Но за милой картинкой прячутся "монстры".
Сценаристом выступила исполнительница главной роли - Миа Гот, поэтому ее героиня получилась честнее, чем обычно мужчины-сценаристы изображают "страшных" женщин. Классика - это фильм "Ведьмы из Сугаррамурди" от Алекса де ла Иглесиа.
У него женщины - объект сексуального восхищения, всепоедающая огромная мать или жуткие ведьмы, полные злобы, обиды и агрессии, готовые хитроумно мстить мужчинам за их ошибки.
"Пэрл" - более откровенное произведение.
Оно показывает мрачные стороны женской души. Своим злом Пэрл в фильме метафорично кормит вполне реального аллигатора, которому она подбрасывает куски мяса разных видов. И этот аллигатор - это метафора первобытного необработанного женского начала, которое уничтожает все, что потенциально могло бы помочь женщине.
Мрачные внутренние тайны Пэрл
Эта часть статьи может быть интересна тем, кто интересуется психологией.
Психоаналитик Джеймс Холлис написал книгу "Под тенью Сатурна", где он описывает психологические первопричины страданий мужчин. Думаю, справедливо, с небольшой коррекцией применить их к психике женской.
Холлис выделили 8 секретов мужской психики, я их переосмыслила для женщин и покажу их через героиню фильма "Пэрл":
1. Жизнь женщины во многом определяется ролевыми ожиданиями - то есть кто такая женщина и что она должна делать/какой быть
Для Пэрл ясно, где ее место. Она должна доить коров, помогать матери и вести себя прилично. А истинные потребности входят в конфликт с тем, что нужно делать. В обществах, где сильны традиции, женская роль расписана очень четко: жена и мать, и она имеет целый список обязанностей.
Пэрл, по социальным догмам, как жена должна быть верной своему мужу, который ушел на фронт. Однако это ее тяготит, прежде всего, из-за ее разочарования мужем и невозможностью разрешить конфликт, который они "заморозили", поскольку он ушел на войну.
2. Жизнь женщины управляется страхом
но в традиционном обществе женщинам больше позволено выражать свои эмоции и допускается, что женщина займет пассивную роль: что она боится, ей холодно - а мужчина должен эти темы "закрыть".
Думаю, что женщина, на самом деле, тоже прячет свой страх, иногда маскируя его отрицанием, вымыслом или запретами поднимать тревожащие темы. То, что женские слезы, вроде как более приемлемы, на самом деле обесценивают причину этих слез - ну поплачет и перестанет.
Пэрл было страшно, что она так и останется на ферме, и станет жить как своя мать - в униженном, но как бы гордом положении, экономя на всем и умирая в безвестности. Ее страшила собственная жестокость. Она этот страх разрешила себе выразить только в конце фильма и потом сразу устремилась уничтожить свидетелей такой откровенности.
3. Для женщины есть идея матери - идея жизни, ее источника - потребность в тепле, привязанности и в заботе.
Кроме внутренней феминности в женской психике, есть еще и слияние с этим образом матери - поскольку потенциально любая женщина может стать матерью (даже неродной) - то есть самой быть источником тепла, связи и заботы. И здесь мать (или ее заменитель) являются определяющим примером, которому надо учиться методом подражания, то есть происходит столкновение.
Психике нужна забота и тепло, но в реальности женщина сама должна заботиться. Происходит парадокс, который легко принять за полный отказ от заботы в свой адрес. Женщина перестает думать о себе, вперед всегда выходят дети, потребности супруга или родителей, рабочие обязанности.
У Пэрл очень строгая мать. Сама девушка детей иметь то ли не хочет, то ли не может. То есть сама она выступает своей жизнью против Жизни - против своей матери. И она е принимает то, что сама может стать фигурой матери и быть для кого-то источником тепла.
Она ненавидит свою мать и ненавидит других женщин. Зависть, любой намек на то, что ее не принимают другие женщины (как и ее собственная мать) выливаются в чудовищный садизм и жестокость.
В оригинальном фильме " Х" ("Пэрл" является приквелом "Х", а в 2024 году выйдет следующая часть трилогии "Максин ХХХ"), мы и видим постаревшую Пэрл бездетной и все так же нуждающейся в заботе, связи и тепле, но не готовой самой их дарить другим.
4. Мужчины молчат, чтобы подавить свои истинные эмоции - женщины тоже молчат.
Когда женщина заботится о других, она словно не имеет права на свои настоящие чувства.
Она может разозлиться на ребенка, захотеть бросить все и всех и убежать куда глаза глядят, ее могут посещать очень мрачные мысли, возможно, множественно нарушающие уголовный кодекс. И это не соотносится с ролевыми моделями, с идей Матери. Ответственность за других членов семьи иногда застилает реальные чувства, на которые у женщины словно бы не хватает времени.
Пэрл вынуждена молчать, ее экстремальное подавление эмоций и потребностей приводит к взрыву.
5. Мужчине необходимо покинуть мать и психологически "выйти за рамки материнского", для этого нужна сепарация, а она травмирует в любом случае. Для женщины это тоже значимо.
Переработать материнские установки, ее пример и сценарии трудно. Научиться жить отдельно от матери - от ее мнения, от ее "родительского голоса" внутри, от ее одобрения - тяжело.
Для Пэрл ее сепарация только внешняя (она стремится убежать с фермы), но не внутренняя. Она мать не осмыслила, она ее в прямом смысле уничтожила, поэтому Пэрл свою проблему не решает.
6. Жизнь мужчин, как и жизнь женщин полна насилия.
Давление общества (причем речь не только о давлении мужчин, но и, например, о жесткой социальной динамике в женских коллективах), внешняя жестокость и глухие к человеку правила, отвержение настоящих желаний приводит к тому, что человек вынужден подавлять гнев, который может перерасти в ярость.
У Пэрл ярость выражается очень кроваво и буквально.
7. Женщины тоскуют по отцу и общению со старейшинами.
Мир маленькой женщины, как и маленького мужчины заполнен матерью. Есть только она одна.
Взрослея, женщина может ощущать нехватку отца, его альтернативного видения ситуации, помощи с инструментарием для решения новых задач. Особенно в мире, где женщина теперь имеет больший доступ к социальной жизни, построению карьеры.
Образ матери, которая взращивала малыша, не подходит для решения социальных задач, и тут отец был бы очень кстати. А если не отец, то авторитеты, мудрые старцы обоих полов, к которым можно обратиться за советом в нужных сферах: и в сфере материнства, и в сфере карьерных достижений, в любых иных значимых вопросах.
Пэрл живет в вакууме. Отец ее инвалид, который не разговаривает с ней, он молчит. Есть только мать. Общение с другими старшими мужчинами и женщинами ограничено - из-за изоляции.
8. Если женщина хочет исцелиться, ей предстоит мобилизовать свои внутренние ресурсы, восполнив то, что они не получили извне.
Пэрл не хотела исцелиться, она не мобилизовала свои внутренние силы - не стала совершенствовать искусство танца, не стала искать возможности самой "переизобрести", что такое настоящая забота и проявить ее к себе и, например, к больному отцу.
Она не сумела найти в себе силы, она была сломлена и направляла все свои требования к внешнему миру, чтобы тот в разных проявлениях сам восполнил то, чего она недополучила: заботы, любви, тепла, признания.
Требование - это превратилось в страшную гримасу. Что жутко показано в конце фильма.
Общее впечатление
Мне "Пэрл" понравился, даже больше чем оригинальный фильм "Х" 2022 года. И постановкой, и цветовыми решениями, и любовью к кинематографу, и историей. Эта лента честная, очень брутальная.
"Пэрл" - доведенная до абсурда метафора перегретой женской психики. Если не воспринимать буквально то, что Вы увидите на экране - а увидите Вы много жестокости - то, возможно, Вы найдете для себя пищу для размышлений.
Следующую часть - "Максин ХХХ" я тоже посмотрю.