Найти тему
Журнал МУЗилка

«Как прекрасен этот мир» и другие песни из альбома Давида Тухманова 1972-го года.

«Как прекрасен этот мир, посмотри»

- знакомые нескольким поколениям песенные строки запечатались в памяти под парящую мелодию, которую сочинил Давид Тухманов, считающийся в отечественной музыке первопроходцем такого явления как «концептуальный альбом». Первым делом в этом ряду вспоминается культовая авторская пластинка Давида Федоровича «По волне моей памяти» 1976 года. Но этот знаковый диск-гигант не был первой пластинкой, которую можно охарактеризовать как концептуальный альбом. В 1972 году вышла авторская пластинка Тухманова озаглавленная «Как прекрасен мир». История хита, который вот уже более полувека звучит на эстраде в разных исполнениях, неразрывно связана с этой пластинкой. В сегодняшнем материале вспомним не только её, но и некоторые другие песни с этого альбома, уже ставшие классикой.

Концептуальность «Прекрасного мира»

Откровенно говоря, сам термин «концептуальный альбом» в обиходе в основном у музыкальных критиков и исследователей, увлеченных меломанов и самих музыкантов. Простые люди слушают песни или целые пластинки, порой даже не задумываясь о «концептуальности», поэтому для широкого читателя стоит пояснить, что это вообще такое.

Обычно альбомы или пластинки представляют собой набор песен, как правило, отражающих срез творчества исполнителя или, как в нашем случае, автора за определенный хронологический период. При этом содержательно и даже стилистически песни могут быть не связаны между собой.

В концептуальном же альбоме, как не сложно догадаться, треки объединены общей идеей или определенной логикой. В мировом масштабе родоначальниками формата концептуального альбома считаются «The Beatles» с их пластинкой «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», построенной по принципу сюиты, что и считается её ключевой особенностью. Первым в советской музыке принцип тематического сюитного построения использует Давид Тухманов на своей пластинке «Как прекрасен мир». Композитор прямо заявлял, что идея альбома навеяна вышеназванной работой ливерпульской четверки.

Обложка пластинки из домашней коллекции моей мамы. Судя по всему были издания с другим оформлением. Более красочный вариант с названием "Как прекрасен этот мир" размещен на превью.
Обложка пластинки из домашней коллекции моей мамы. Судя по всему были издания с другим оформлением. Более красочный вариант с названием "Как прекрасен этот мир" размещен на превью.

С подготовкой пластинки Тухманову помогала его жена – Татьяна Сашко. Спеть песни альбома «Как прекрасен мир» Тухманов пригласил «новых исполнителей», как они обозначены в материалах по истории альбома. Список артистов достаточно пестрый, в нём были и именитые, и молодые эстрадные певцы, и исполнители, которых в реалиях начала 70-х можно воспринимать как «не форматных», выходцы из среды ВИА и советской рок-музыки. На дебютной авторской пластинке «Как прекрасен мир» мы слышим голоса Нины Бродской, Галины Ненашевой, Александра Градского, Леонида Бергера и других. Слова песен написаны несколькими советскими поэтами. С некоторыми авторами и исполнителями Тухманов уже имел опыт совместной работы.

Давид Тухманов в молодости, на фото на конверте альбома "Как прекрасен мир".
Давид Тухманов в молодости, на фото на конверте альбома "Как прекрасен мир".

К началу 70-х Давид Федорович воспринимался как «молодой и прогрессивный», но уже довольно опытный, популярный композитор, чьё имя «хорошо известно любителям эстрадной музыки», как сформулировал Ян Френкель, старший коллега, написавший аннотацию к этой пластинке.

Ян Абрамович отмечает оригинальность и изобретательность аранжировок, рассматривает пластинку как единую музыкальную композицию, выстроенную в соответствии с драматическим замыслом, тем самым обосновывая её концептуальность.

«Композиция «Как прекрасен мир» – результат вдумчивой серьёзной работы молодого композитора, лауреата премии, можно надеяться, что она вызовет интерес у любителей песни»,

- пишет Френкель в последних строках.

Сказать, что его предположение сбылось - ничего не сказать. Альбом не просто вызвал интерес, он стал важнейшей вехой в истории советской эстрадной музыки, сквозь десятилетия продолжая восприниматься как революционный.

При «четко выдержанной концепции» и отмеченной Френкелем выстроенной драматургии, написанные разными поэтами и исполненные разными по творческому облику певцами композиции – самодостаточны. Увидев свет на этой пластинке, они зажили самостоятельной жизнью и существуют вне контекста альбома, некоторые стали заметными хитами. Ниже рассказ о них я построил в собственной логике, отталкиваясь от авторов слов и исполнителей, а не от порядка треков в оригинальной пластинке.

«Как прекрасен этот мир»

На стихи прославленного поэта Владимира Харитонова композитор Тухманов написал несколько знаковых в его обширном творческом наследии песен.

Харитонов, Владимир Гаврилович (1920-1981) - советский поэт, автор слов песни "Как прекрасен этот мир".
Харитонов, Владимир Гаврилович (1920-1981) - советский поэт, автор слов песни "Как прекрасен этот мир".

В 1975 зазвучит их нетленный «День победы», на «Песне-73» «Самоцветы» запоют «Мой адрес - Советский Союз». А годом ранее строки Владимира Гавриловича о «Прекрасном мире» зазвучат в песне, вошедшей в дебютный авторский альбом Тухманова на правах заглавной.

Песню «Как прекрасен этот мир» исполнил певец, из чьих уст мы привыкли слышать песни его собственного авторства – Юрий Михайлович Антонов.

В те годы ещё молодой музыкант сотрудничал с вокально-инструментальными ансамблями, уже проявил себя как композитор. Первым хитом его авторства называют песню «Нет тебя прекрасней» 1969 года, исполнявшуюся ансамблями «Поющие гитары» и «Веселые ребята». Коллектив под руководством Павла Слободкина «Веселые ребята» подхватил и исполненную Антоновым песню с музыкой Давида Тухманова, песня вошла в репертуар ВИА, и многим слушателям памятна именно в их исполнении.

А на пластинке «Как прекрасен мир» название этого коллектива фигурирует в связи с другими песнями.

ВИА «Веселые ребята» и песни на стихи Е. Евтушенко.

Как раз ВИА «Веселые ребята» и открывает пластинку с композицией «Любовь – дитя планеты» с бойким проигрышем, рок-н-рольными и джазовыми нотками. Даты написания этой композиции я не нашел. Музыкальный журналист Владимир Марочкин, рассматривая её в контексте записей «Веселых ребят» первой половины 70-х, называет её «старой песней», отмечая, что по характеру и настроению она будто бы пришла из юности, периода «первой влюбленности» композитора.

В дискографии «Веселых ребят» она представлена на миньоне вместе с их версией песни «Как прекрасен этот мир». Композиция "Любовь - дитя планеты" переосмыслена в иной, утяжеленной аранжировке.

Поэтический текст, содержащий очень важные строки о любви и мире, – творение Евгения Александровича Евтушенко.

В альбоме «Как прекрасен мир» в исполнении «Веселых ребят» значится ещё одна песня на стихи Евтушенко – «Любимая, спи». Стихотворение написано Евгением Александровичем в 1964 году.

Для авторского альбома Тухманова вокальные партии к двум песням - «Танцевальный час на солнце» на стихи Кирсанова и «Любимая, спи» на стихи Евтушенко - записал Леонид Бергер.

Судя по информации, растиражированной в материалах по истории альбома и биографии певца, на пластинке его хотели обозначить как солиста, однако в связи с эмиграцией Бергера в Австралию фамилию заменили названием коллектива, в котором он работал.

Бергер, Леонид Иосифович - советский и австралийский музыкант, певец, с 1969 по 1972 год был солистом ансамбля "Веселые ребята".
Бергер, Леонид Иосифович - советский и австралийский музыкант, певец, с 1969 по 1972 год был солистом ансамбля "Веселые ребята".

Поэтический текст Евгения Евтушенко «Любимая, спи» вдохновил сразу несколько именитых советских композиторов. Помимо песни Давида Тухманова, исполненной Леонидом Бергером, широко известен композиторский вариант Эдуарда Колмановского.

Песни в исполнении Александра Градского

Под музыку Колмановского стихи Евгения Евтушенко «Любимая, спи» звучали в исполнении Александра Градского на фестивале «Песня-86» А многими годами ранее, в начале 70-х, «пионер русского рока», «неформатный» для официальной эстрады музыкант, ещё не спевший свой знаковый хит Пахмутовой, записал две песни Давида Тухманова для альбома «Как прекрасен мир».

Градский, Александр Борисович (1949-2021) - советский и российский музыкант, вокалист, композитор, автор песен, исполнил песни Д. Тухманова "Джоконда" и "Жил был я" для альбома "Как прекрасен мир".
Градский, Александр Борисович (1949-2021) - советский и российский музыкант, вокалист, композитор, автор песен, исполнил песни Д. Тухманова "Джоконда" и "Жил был я" для альбома "Как прекрасен мир".

К созданию обоих причастна жена композитора. Для дебютной пластинки супруга Татьяна Сашко не только подбирала материал и помогала в выборе исполнителей, но и сама выступила автором одной из песен. Она написала текст песни «Джоконда», исполненной Александром Борисовичем.

Для другой песни, доставшейся Градскому, Татьяна Алексеевна нашла поэтический первоисточник. Стихотворение Семена Кирсанова она вычитала то ли в журнале «Знамя», то ли в сборнике «Зеркала», где оно было опубликовано. В оригинале поэтическое произведение называется «Строки в скобках», относится к циклу «Больничные тетради».

Кирсанов, Семен Исаакович - советский поэт, автор стихотворения "Строки в скобках", ставшего текстом песни "Жил был я" с музыкой Давида Тухманова.
Кирсанов, Семен Исаакович - советский поэт, автор стихотворения "Строки в скобках", ставшего текстом песни "Жил был я" с музыкой Давида Тухманова.

Предложенные супругой стихи Кирсанова вдохновили композитора, он очень быстро сочинил мелодию. Удачный выбор поэтической основы для эстрадной песни отметил её исполнитель. Александр Борисович приводил стихотворение Кирсанова как пример русскоязычного текста, который хорошо ложится на мелодику и стилистику «современной музыки».

«Современная популярная музыка имеет ряд особенностей. Например, она удобнее ложится на короткие английские слова, чем на длинные русские. Правда, это неудобство можно и обойти; например, в тухмановской песне „Жил-был я…“ (на стихи С. Кирсанова) строчки состоят из коротких односложных слов: „Жил-был я…“, „В порт плыл флот…“ и так далее»,

- считал Александр Градский.

Претензии к тексту песни возникли у советской цензуры. Не устроила «Пустота постели». Словосочетание требовалось заменить. Тухманову ничего не оставалось, как обратиться к поэту. Он позвонил Кирсанову, тот был явно не доволен, вымолвил: «Не хотят, как хотят», но потом просил композитора перезвонить через пару недель.

Тухманов звонил, но не мог застать поэта, когда, наконец-то, дозвонился, Семен Исаакович подошел к телефону, сухо проговорил: «Нежилые стены, вместо пустоты постели» и бросил трубку. Композитор даже не успел его поблагодарить. На пластинке песня «Жил был я» идет предпоследним треком, перед аутро – «Эпилогом». Песня стала заметным хитом и на альбоме Тухманова и в исполнительском наследии Александра Градского.

День без выстрела

Участвовавший в записи альбома «Как прекрасен мир» ВИА «Веселые ребята», помимо заглавной композиции взял к себе в репертуар и ещё одну знаменитую песню, изданную на альбоме в другом исполнении. «День без выстрела» спела Галина Ненашева.

Положенные на музыку Давидом Тухмановым миротворческие стихи вышли из-под пера Михаила Дудина. Композиция снискала широкую известность, часто звучала на патриотических концертах. В исполнении «Веселых ребят» есть записи разных лет. Самая ранняя, если верить датировке, относится к 1974-му году.

Песни в исполнении Нины Бродской

Нина Бродская записала для этого альбома сразу три композиции, все на стихи разных поэтов. Слова представленной на первой стороне песни «Капитан» написаны Игорем Кобзевым.

Песня «Сан Саныч» в первоначальном варианте вызвала споры и недоумение. Автор стихов, Эдуард Вериго, поднял очень щепетильную тему, создав образ школьницы, влюбленной в учителя. Естественно, худсовет «Мелодии» не мог такое пропустить. Пришлось переписывать.

«Бедный поэт Вериго, помучавшись, всё-таки нашёл выход из положения: теперь этот «монолог» стал идти не от ученицы, а как бы от всего класса. В общем, с большими трудностями, но песню приняли, хотя, конечно, первоначальную прелесть она потеряла»,

- так историю песни преподносила Нина Бродская.

В соавторстве с Михаилом Ножкиным Давид Тухманов написал один из первых своих хитов, в середине 60-х заехав в советскую музыку на «Последней электричке», звучавшей голосом Владимира Макарова. Совместное творчество с Ножкиным нашло отражение на альбоме «Как прекрасен мир», на его стихи написана песня «Только ты не молчи», идущая вторым номером в трек-листе. Нина Бродская спела её совместно с вокальным ансамблем «Улыбка».

Этот коллектив, в некотором смысле, закольцевал альбом, отметившись в начале и в конце. Квартет «Улыбка» принял участие и в записи «Эпилога». Как такового текста здесь нет. Вокалисты пропевают название пластинки под музыкальное сопровождение ВИА «Звучат струны».

Давид Тухманов - из тех композиторов, чьё творчество пронизывает советскую песенную культуру второй половины XX столетия. 83-летний композитор, обладатель множества званий и наград - наш современник. Он начал карьеру в начале 1960-х и ещё в 2010-х появлялся на публике. Выпущенный полвека назад первый авторский альбом останется в истории музыки, он по сей день вызывает интерес.

Данный обзор отражает взгляд на эту пластинку из современной эпохи. У поклонников молодого Тухманова, тех, кто помнит начало 70-х и стоял за этим диском в очереди, может быть другой взгляд на затронутые в материале песни и сюжеты.

Факты, цитаты, датировки приведены по открытым источникам.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.