В 1240 году произошло знаменательное событие в истории Руси - сражение между русскими дружинами и шведскими войсками на берегах реки Невы. Шведы стремились захватить устье Невы, чтобы получить контроль над важным торговым путем из Балтийского моря в Византию, известным как "из варяг в греки". Этот путь находился под влиянием Новгородской республики.
Русские воины под предводительством князя Александра Ярославича смогли воспользоваться туманом и нанести внезапный удар по шведскому лагерю. Благодаря тактическому мастерству Александра, русские одержали решающую победу над захватчиками. Лишь с наступлением темноты битва прекратилась, позволив уцелевшим шведским силам во главе с раненым предводителем Биргером отступить.
За проявленные в этом сражении мужество и полководческий талант князь Александр Ярославич получил прозвище Невский. Невская битва имела огромное военно-политическое значение, отразив угрозу вражеского вторжения с севера и обезопасив границы Руси со стороны Швеции в тяжелый период монгольского нашествия.
Новгородская первая летопись старшего извода
Придоша Свѣи в силѣ велицѣ, и Мурмане, и Сумь, и ѣмь в кораблихъ множьство много зѣло; Свѣи съ княземь и съ пискупы своими; и сташа в Невѣ устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку и Новъгородъ и всю область Новгородьскую. Но еще преблагыи, премилостивыи человѣколюбець богъ ублюде ны и защити от иноплеменьникъ, яко всуе трудишася без божия повелѣния: приде бо вѣсть в Новъгородъ, яко Свѣи идуть къ Ладозѣ. Князь же Олександръ не умедли ни мало с новгородци и с ладожаны приде на ня, и побѣди я силою святыя Софья и молитвами владычица нашея богородица и приснодѣвица Мария, мѣсяца июля въ 15, на память святого Кюрика и Улиты, в недѣлю на Сборъ святыхъ отець 630, иже в Халкидонѣ; и ту бысть велика сѣча Свѣемъ. И ту убиенъ бысть воевода ихъ, именемь Спиридонъ; а инии творяху, яко и пискупъ убьенъ бысть ту же; и множество много ихъ паде; и накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша и к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаша в ню бещисла; а инии мнози язвьни быша; и в ту нощь, не дождавше свѣта понедѣльника, посрамлени отъидоша.
Новгородець же ту паде: Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь, Намѣстъ, Дрочило Нездыловъ сынъ кожевника, а всѣхъ 20 мужь с ладожаны, или мне, богь вѣстъ. Князь же Олександръ съ новгородци и с ладожаны придоша вси здрави въ своя си, схранени богомь и святою Софьею и молитвами всѣхъ святыхъ.
Перед сражением
1238 год стал поворотным в судьбе молодого князя Александра Ярославича. В этом году произошла кровопролитная битва с татаро-монгольскими захватчиками на реке Сить, где решалась судьба не только великого княжения, но и самой Руси, а также судьбы отца Александра - великого князя Ярослава Всеволодовича и его самого. После гибели старшего князя Юрия именно Ярославу как старшему в роду перешел великокняжеский владимирский стол. Новгородское княжение он передал сыну Александру.
В том же 1238 году семнадцатилетний Александр вступил в брак с полоцкой княжной Прасковьей, дочерью князя Брячислава. Этим браком князь Александр приобрел ценного союзника на западных рубежах Руси. Венчание проходило в Торопце на родине матери и деда жениха, а после в Новгороде состоялся свадебный пир. Таким образом, Александр выказывал уважение к Новгороду - городу, где он впервые стал самостоятельным князем.
Эти два последующих года стали переломными для Руси. Опустошительное нашествие Батыя нанесло огромный урон русским землям и усугубило начавшийся ранее политический распад единого государства. Ослабление центральной власти привело к возросшей военной угрозе со стороны соседей разоренной Руси. Многим казалось, что для захвата оставшихся свободными русских земель теперь достаточно совсем небольших усилий.
Литовцы захватили Смоленск, рыцари Тевтонского ордена вероломно нарушили мир и напали на Псков, овладев крепостью Изборск. Датчане атаковали Эстонию - земли Чудского озера под властью Новгорода. Последний оплот независимой Руси - новгородские владения - оказался на грани катастрофы, окруженный со всех сторон врагами.
Первыми открытый удар по Новгородской республике нанесли шведы - давние противники новгородцев. В начале июля 1240 года шведский флот под командованием ярлов Ульфа Фаси и Биргера, объявивших поход крестовым, вошел в Неву. Высадившись в устье Ижоры, захватчики начали возводить укрепленный лагерь, рассчитывая закрепиться надолго и создать опорный пункт для дальнейшего продвижения вглубь русских земель.
Шведские предводители были уверены в успехе и отправили князю Александру ультиматум с требованием безоговорочной капитуляции. Однако молодой князь к этому времени уже получил известия от местных ижорских дозорных об угрожающем вторжении врага.
Александр невский во время битвы
В разгар ожесточенного сражения на Неве в 1240 году произошла кульминационная схватка между предводителями противоборствующих сторон. Князь Александр Ярославич, сражавшийся во главе новгородской дружины, заметил среди вражеских рыцарей-крестоносцев ярла Биргера - одного из командующих шведским войском.
Несмотря на свой юный возраст, девятнадцатилетний Александр славился искусством рукопашного боя. Русские воины традиционно сражались в шлемах без забрал, оставляя лицо открытым. Это давало преимущество в ближнем бою, обеспечивая хороший обзор. И князь Александр, в отличие от закованного в латы Биргера, мог лучше видеть поле брани.
Направив своего боевого коня прямо на шведского предводителя, окруженного свитой рыцарей, Александр вступил с ним в рыцарский поединок. Ни воины Биргера, ни дружинники князя не вмешивались в это единоборство вождей. Умело отразив удар тяжелого вражеского копья, Александр в свою очередь точным ударом пронзил смотровую щель забрала шлема Биргера. Острие копья вонзилось в лицо шведского ярла, залив его кровью.
Оруженосцы Биргера поспешили увести тяжелораненого предводителя с поля боя на один из кораблей. Лишившись опытного военачальника, шведское войско начало терять стройность и решимость. Ни ярл Ульф Фаси, ни воинственные епископы-крестоносцы не смогли взять на себя руководство сражением.
Этот рыцарский поединок, ставший поворотным моментом битвы, был описан древнерусским летописцем: "Князь Александр нанес множество ран безжалостным врагам и самому их предводителю отметил лицо острым копьем".
О значении невской победы
Поразительно, но в этом решающем сражении на Неве потери новгородского войска и ладожан были крайне незначительными - всего около двадцати человек павших. Такой малой ценой была одержана блестящая победа! Эти цифры кажутся просто невероятными, и недаром даже современники и очевидцы событий дивились столь малым потерям.
Однако ничто не может остановить беспредельную отвагу и самоотверженную любовь к Родине, воодушевленную верой в небесную поддержку. Успех русских во многом обеспечила внезапность нападения, повергшего врагов в смятение и панику. Возможно, в этой неразберихе разноплеменные шведы, лишившись надежды на богатую добычу, принялись безжалостно избивать друг друга, продолжая кровопролитие и на другом берегу Ижоры.
Но главным фактором победы, несомненно, стали выдающиеся полководческие качества князя Александра - человека, который, по словам летописца, "везде побеждал, но никогда не был побежден". Неслучайно современники и потомки почтили его славным прозвищем Невский. Его зоркий орлиный взгляд, мудрость и расчетливость, юношеский пыл и распорядительность в бою, беспримерная храбрость и продуманные меры предосторожности при несомненной небесной помощи обеспечили столь блистательный успех.
Александр Невский сумел воодушевить войско и народ. Сама его личность производила неотразимое впечатление на всех, кто его видел. Незадолго до Невской победы Новгород посетил ливонский магистр Андрей Вельвен, пожелавший воочию убедиться в "мужестве и дивном возрасте" князя Александра. Увидев его, Вельвен был поражен красотой лика и несказанной мудростью юноши, подаренной ему Богом. В изумлении он недоумевал, как назвать столь удивительного человека. Позже Вельвен рассказывал, что, много путешествуя по землям и странам, он нигде не встречал царя или князя, равных Александру ни мужеством, ни красотой.
Чтобы объяснить тайну этого обаяния, недостаточно указать только на отвагу и дальновидность князя. Одновременно с этими качествами в нем присутствовало нечто высшее, безотчетно влекущее людей - печать гения, ярко сияющий дар Божий. Все любовались этим даром в Александре. К тому же он отличался искренним благочестием, будучи истинным воином пред Господом, вдохновенным вождем, умевшим вдохновлять народ и войско.
Ярче всего светлый образ Невского героя отражен в летописях, многие из которых были созданы его современниками. С каким трепетным чувством, можно сказать благоговением, они повествуют о его деяниях! "Как дерзну я, худой, недостойный и многогрешный, написать повесть об умном, кротком, смысленном и храбром великом князе Александре Ярославиче!" - восклицают они. Описывая его подвиги, летописцы сравнивают князя с Александром Македонским, Ахиллом, Веспасианом, Самсоном, Давидом, а по мудрости - с Соломоном.
Подавленный страшным нашествием татар, русский народ инстинктивно искал утешения, того, что могло бы воодушевить упавший дух, возродить надежды. И он нашел это воплощение в лице молодого Александра Ярославича. После Невской победы он стал путеводной звездой, вселившей в народ гордость, радость и упование на лучшее будущее. Столь юный возраст князя придавал особую силу этим чувствам.
"Римляне побеждены и посрамлены!" - ликовали новгородцы, обозначив этим термином разгромленных шведских захватчиков. Народный инстинкт точно уловил суть вражеского нашествия - посягательство Запада на русскую самобытность и православную веру. На берегах Невы русскими был дан первый достойный отпор наступлению германства и латинства на святую Русь.
Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал на Дзен.