Мы в школе PROTEDDY обучаем шить мишек по технологии, которая зародилась в Германии. Иногда в соцсетях я сталкиваюсь с обвинениями в духе — почему бы не придумать свою технику, а не шить по заморским канонам, у нас же есть свой советский мишка! Давайте обсудим эту тему между нами рукодельницами и сравним на историю зарождения наших и иностранных мишек.
Что особенного в технологии Тедди
Технология известна уже более 120 лет, по ней шьют мастера из разных стран, и моё мнение — творчество не имеет рамок и географических границ.
Что в этой технологии особенного, почему она не теряет актуальности спустя век?
Главные принципы — это продуманность и долговечность. Тедди шьют из специальных материалов — вискозы, мохера, плюша, используют надежные крепления, стеклянные глазки. Набивают мишек обычно отборными опилками и довольно плотно, чтобы игрушка долго держала форму.
Технологию разработал племянник Маргарет Штайф (основательницы всемирно известной немецкой фабрики мягких игрушек), художник и дизайнер — Рихард Штайф. Рихард работал на фабрике тети, часто наблюдал за животными в зоопарке и делал наброски, затем разрабатывал эскизы игрушек. Первоначально игрушки были подобны их реальным сородичам, стояли на всех четырёх лапах на подставке.
Но однажды Рихард засмотрелся на мишек из заезжего передвижного цирка. Звери умели стоять на задних лапах и выполнять разные трюки. Тогда Рихарду пришла идея создать плюшевого мишку, который тоже будет стоять вертикально, двигать всеми лапами и головой. Так, в 1902 году, племянник Маргарет Штайф разработал первого медведя Тедди с подвижными креплениями лап и головы под кодовым названием 55PB. Далее крепления усовершенствовались и технология обрела популярность.
Мишки, сшитые по ней, сохранялись как семейные реликвии из поколения в поколение. При этом игрушки сохраняли свой вид, крепления были достаточно крепки, чтобы мишка выдержал детские игры.
Так зачем же изобретать велосипед, если технология придумана, прекрасно себя показала и полюбилась во всем мире?
История советских мишек
Советский плюшевый мишка появился много позже своего иностранного собрата. В начале 20 века игрушечные медведи в России были в основном фигурками из дерева и глины. А вот мягкие игрушки встречались реже. Они были простенькие, шили их вручную, набивая чаще всего соломой. Но состоятельные люди охотно покупали немецких мишек, привозили их детям в подарок из поездок.
Производство мягких игрушек из ткани в России потихоньку стало развиваться только в 1920-х годах. Первые выкройки уже советских плюшевых мишек были сняты как раз со штайфовских. Но чуть позже в СССР появились собственные выкройки мягких игрушек.
У истоков разработки советских мягких игрушек, в том числе мишек, стояли художники — Анна Геннерт, преподаватель техникума кустарной промышленности в Москве, и Анастасия Изергина, дочь историка, коллекционера, искусствоведа и основателя первого музея игрушки — Николая Бартрама.
Заметную лепту в разработку игрового советского мишки внесла и ученица Бартрама — Софья Россинская.
Она критиковала немецких мишек, слишком жестких, из дорогих материалов, будуарных, потому и не вызывающих желания у детей с ними играть. Только лишь любоваться и восхищаться, причем в первую очередь блеском материала, а не медведем.
Разработанные Россинской мишки стали более наивными, неуклюжими и игровыми. Голова мишек была в форме шара, лапы короче, чем у немецких.
Массового производства игрушек в СССР всё ещё не было, мишек и другие мягкие игрушки делали в рабочих артелях вручную в основном из обрезков, лоскутков с производств. Наполнитель (чаще вата, а также солома, стружка) довольно быстро приходил в негодность, комковался, начинал сыпаться из-за не всегда качественного материала. Крепления были веревочные и проволочные, технология не такая, как у Тедди. Голову мишки в основном пришивали, поэтому она часто отрывалась с течением времени.
Тем не менее игрушечное производство начало набирать обороты, качество улучшилось благодаря нашим художникам Россинской и Изергиной. Правда с переходом на фабрики, когда игрушки стали производиться массово, качество иногда страдало. Голову мишек делали из папье-маше, пластика, затем обтягивали плюшем. Но специальных материалов для пошива мишек не было.
В военные и послевоенные годы производство игрушек по понятным причинам отошло на второй план.
Дальше технология только удешевлялась. Но плюшевые советские мишки остались символами нашего детства и дороги нашему сердцу. При этом они всегда позиционировались как игрушки для детей, то есть игровые, а не как предметы искусства или коллекционирования.
Подведем итог
Творчество, рукоделие разных стран переплетено и связано. Мы же не задумываемся о том, кто придумал определенную технику рисования или вязания. Просто творим и вкладываем свой смысл в каждую работу.
Поэтому неважно по какой технологии мы шьём игрушки, важно как. Мы создаем уникальные образы. По технологии Тедди наши ученицы шьют много мишек в национальных костюмах, например.
Напишите, а что вы думаете по этому поводу? Считаете, что нужно своё придумать, а не копировать Европу?
Ещё больше про мишек Тедди и то, как сшить своего первенца на нашем канале. Везде на фотографиях представлены работы учениц нащей школы PROTEDDY.