Мне задали вопрос в комментариях почему при обучении самостоятельному мытью в душе я использую моделирование ( параллельно показываю на себе что и как нужно мыть). И не проще ли ввести визуальную подсказку в виде карточек с изображением. Начну издалека)
Я раньше работала инженером на большом заводе. В мои обязанности входило в том числе – создание Процедур по всем рабочим процессам. И я сталкивалась с тем, что некоторые пункты той или иной процедуры систематически нарушались. Ни повторное ознакомление с процедурой, ни выговоры на всех уровнях и депремирование не работали.
Директором завода была очень умная женщина. И я запомнила её слова по поводы ситуаций саботажа: «Чтобы человек стал пользоваться процедурой – она должна быть удобна для него, процесс его работы должен становиться легче, проще. В противном случае процедура будет существовать только на бумаге и тогда, когда рядом «проверка»
К слову, «набодавшись», мы сели за стол переговоров с сотрудниками и пришли к компромиссу)
С тех пор я многое поняла и поменяла в своей голове и в жизни. А работа у меня была классная!
Но я сейчас не о ней. Это как бы подводка)
Любой процесс должен быть максимально упрощен и комфортен тому, кто за него ответственен.
Последние 15 лет я работаю мамой и по совместительству много кем) В том числе педагогом для своего ребёнка.
Существуют разные подсказки, для обучения тому или иному навыку. Всё зависит от сильных и слабых сторон конкретного ребёнка. Полная и неполная физическая - "рука в руке" - сразу мимо. Матвей расслабит руку и будет как тряпичная кукла ничего не делать. Жестовая и моделирование - это наше. Вербальная - тоже ( но коротко и по делу). А вот визуальная не зашла. Расскажу почему
Карточки — это первое, что я попробовала. Как вводила.
1. Сначала-потом. В ситуации занятия. Говорю, указывая на карточки – Матвей, сначала соберешь пазл, потом печенье (как пример). И давала самый простой пазл, хвалила, поощряла печеньем, отпускала. И так далее по аналогии.
Для чего нужна это подсказка (сначала-потом): ребёнок без неё не понимает - как долго и чем придётся заниматься, что будет в конце занятия. Ведь мотивации у него нет. Слово НАДО и МОЛОДЕЦ – пока ещё пустой звук. И это становится причиной плохого поведения во время занятия, вплоть до отказа сотрудничать. Важно на этапе ввода давать самые легкие задания, чтобы ребёнок быстренько их сделал и получил желаемое. У него постепенно образуется связка - я сделаю именно ЭТО и после этого будет именно ТО. Ситуация становится предсказуемой, ребёнок спокойно занимается.
2. Когда ребёнок усвоил сначала-потом, я усложнила, делая уже визуальное расписание на урок.
3. Затем я ввела визуальное расписание на утреннюю рутину. Всё по аналогии.
Ещё у нас было визуальное расписание на поездку в общественном транспорте. Так как были определенные проблемы с этим.
5. Расписание на день. У нас было именно в один столбец, для простоты.
Постепенно я поняла, что мне неудобно и не стало проще. Карточки нужно было носить с собой, печатать новые, оформлять, переставлять. И, главное, сыну они процесс не облегчали значительно. Это связано с его восприятием. Повторять ему проще за движением, а не расписанными этапами. Каждый ребёнок индивидуален. Поэтому отказалась от карточек, вводила то что проще и эффективнее именно сыну:
1. На занятия я ввела жетоны, они одинаковые и даются за выполненное задание или за хорошее поведение во время урока ( что актуальнее в конкретный период времени). Также у нас есть сумочка на плечо, на которой прикреплены жетоны, а внутри поощрения - это для удобства ношения, для улицы.
2. Расписание на день – Матвею понятнее когда я создаю ритуалы.
3. На конкретный навык – параллельная демонстрация. Сын лучше воспринимает движение, чем картинку. Это и педагоги в школе отметили, поэтому все поделки стали делать параллельно с ним, так эффективнее.
Вот это ему вообще мимо(а очень многим детям заходит на УРА):
Как избавиться от подсказки в случае моделирования (параллельной демонстрации)
1. Сначала есть и вербальная (голосовая) подсказка и демонстрация.
2. Потом голосовую убираем. Остается демонстрация.
3. Потом демонстрация не такая явная. Снижаем постепенно с овладением действия.
4. Стараемся делать действия в одинаковом порядке ( например моем сначала шею, потом левую руку, потом…) и когда ребенок овладел как именно мыть, оставляем лишь указательный жест на эту часть тела.
5. Постепенно и его убираем.
Я не уверена, что понятно объяснила) Но в сети полно инструкций, чётких и структурированных. Я лишь описываю как это делаю я.
На поведение у нас есть спокойные жетоны и светофор настроения. Могу рассказать подробнее, если будет запрос💙