Эта статья о первом в мире военном корреспонденте. Сейчас на войне, фронтовые корреспонденты быстро научились военной терминологии, навыкам выживания и характеристикам оружия. Бог в помощь в их опасном и нужном труде. Речь не о них.
А вот видеоролики, сделанные в тылу, пестрят такими «перлами», что не знаешь, что делать – смеяться или плакать. Ну, когда пишут про «кражу» автомата Калашниковым у Шмайсера, или про то, что Мп44 – это «отец всех автоматов» , то тут всё понятно – это пишут враги. А, вот когда пишут про пулемёт калибром 50 мм – это как? Впрочем, невежество в военных вопросах у «борзописцев» было всегда.
Речь пойдёт о первом в истории военном корреспонденте – Плутархе. Для историков Плутарх – это ИСТОЧНИК, то есть святое писание, которое позволено цитировать, но критиковать и обсуждать ни-ни. Вот на это СВЯТОЕ я и собираюсь поднять руку, только рукава засучу, чтобы рубашку в святости не измазюкать.
Почему я назвал Плутарха военкором? Ну, пишет он о войне не как очевидец – на войне он ни разу не был. Он даже не римлянин, а грек. Правда, он долго жил в римском военном лагере. Насмотрелся на тренировки римских солдат и наслушался сказок ветеранов. А потом всё это тщательно записал. Ох, лучше бы он по совету Гоголя сжёг бы свою писанину. Но, «рукописи не горят», по крайней мере некоторые.
Я не возьмусь оценивать всё творчество этого талантливого писателя-фантаста, а сосредоточусь только на одном его фантастическом произведении – Это "Сравнительные жизнеописания". Да и из него я хочу рассмотреть только один единственный эпизод – Битву при Верцеллах.
Битв в истории было много и читатель, конечно же, совсем не обязан знать что-либо об этой битве. Поэтому начну с краткой справки.
Битва при Верцеллах или Сражение на Раудийском поле — последняя битва Кимврской войны, состоявшаяся 30 июля 101 года до н. э. между коалицией германских племён (кимврами) и легионами Гая Мария. Битва окончилась полной победой Рима и предотвратила дальнейшее продолжение войны. У римлян было 52.000 воинов, у их противника-кимвров было 200.000 бойцов. В ходе битвы кимвры потеряли только убитыми от 90 до 140.000 и 60.000 пленными, а потери римлян 1.000 воинов.
Как уже наверное понял мой читатель все эти данные и сообщил потомкам этот самый фантазёр Плутарх. Нынешние историки все эти цифры считают реальностью (ведь Плутарх – это святое) и, соответственно, что они фигурируют во всех справочниках и энциклопедиях. Обратиться к реальным военным специалистам историки, конечно же, не могут, ведь у тех нимба нет. И во всех научных трудах начинается пережевывание этих цифр и подробностей боя. А, на самом деле, только после озвучки этих цифр, без разбора самого хода сражения, все труды данного писателя можно считать ненаучной фантастикой. Хотя, откуда он всё это взял, ведь он сам-то при сражении не присутствовал? Так сам Великий и Неповторимый Гай Марий ему всё и рассказал, видимо в виде призрака.
Ну да, конечно, кто же не привирает, рассказывая о своей победе, и это знаменитое: «Чего их басурманов жалеть, а матушке приятно будет. Пиши 100.000!» Суворов завысил число турок в 2,5-3 раза и это много. Нехорошо поступили Александр Васильевич, ай нехорошо. Но, что можно сказать о полководце, у которого численность врагов увеличивается в десятки раз? Да, да, мой читатель, именно в несколько десятков раз. Как только не соврёшь, чтобы обеспечить поддержку электората на будущих выборах.
Можем ли мы сами, пользуясь описанием Плутарха восстановить картину этого боя? Да, это вполне возможно.
Итак, кимвры вышли из лагеря и, не торопясь, на виду у римлян стали строиться в гигантское каре, со стороной в 6 км. Человеческое зрение не беспредельно. Отдельного человека можно различить на расстоянии 800 м, а дальше он сливается с местностью. 6 км!!! Это значит, что построение уходит далеко за горизонт и никто не в силах определить в какой форме построились кимвры. Да, а задняя сторона варварского каре отстояло от передней тоже на 6 км. Это же полтора часа ходьбы! Думаю, что полная нереальность и бессмысленность подобного построения показана вполне ясно.
Сколько же кимвров было на самом деле? В XVII веке австрийская пехота строилась в колонны по 10.000 человек (100х100). Сдвинуться с места такая колонна физически не могла. А вот испанцы в это же время строились в колонны по 5-6.000 бойцов (знаменитые испанские терции) и могли двигаться. Правда в одном из сражений 30-летней войны такая терции «промахнулась» мимо вражеского построения и ушла в поле, где смогла затормозить только через несколько км (однако, инерция) и обратно, на поле битвы, так и не пришла. А на столетие позже и та и другая армии строились уже в каре. И результаты были такими же, австрийское каре в 10.000 солдат во время боя стояло неподвижно. Таким образом, мы можем считать, что 5-6,000 воинов – это максимально возможный предел построения, при котором единая масса воинов может организованно двигаться и атаковать противника. Впрочем, и у Плутарха, пехота кимвров занимала далеко не всё поле.
По Плутарху, у кимвров было 15.000 всадников. Вообще-то такое количество конницы должно было заполонить поле в 6 км из края в край. А наш любезный Плутарх пишет, что эта конница при атаке отклонилась для удара в право, чтобы зажать римлян между пехотой и конницей. Каков размер конного отряда, который способен изменить направление своего удара в ходе атаки? Это хорошо известно и многократно проверено – это 500 человек (читайте Ф.Энгельса «Кавалерия»).
Таким образом, мы можем сказать, что в войске кимвров было 5.000 пехотинцев и 500 всадников. Учти, мой читатель, что это максимальные цифры, а вполне могло быть и меньше.
И, всего лишь 52.000 героических римских легионера сумели выстоять и победить эту неописуемую массу варваров, потеряв при этом всего лишь 1.000 своих воинов.
И этот беспрецедентный коллективный подвиг римской армии мог бы войти в, анналы, как самая яркая победа в истории человеческих войн. Но, спустя несколько десятилетий, Гая Мария переплюнул Гай Цезарь. Он с 30.000 армией при Алезии разгромил аж 700.000 галлов. Кто-то из нынешних историков, понимая спинным мозгом, что в Галлии такую армию не набрать, предположил, что это было ополчение всей Северной Европы против Римской империи. А, вот предположить, что галлов было тысяч 10-15 (судя по описанию битвы никак не больше) он не смог. Сомневаться в Святом писании, то есть ИСТОЧНИКЕ недопустимо (в данном случае «Галльская война» Г. Ю. Цезаря).
Остаётся ещё вопрос – откуда у римлян столько пленных? Ну, убитых-то врагов можно придумать сколько душе угодно, а за пленных нужно отчитаться. Аналогичный случай произошёл в 1941 году в России. Солдаты немецкого Вермахта входя в русские города сразу захватывали всех попавшихся под руку молодых мужчин и объявлял их военнопленными, вот и набрали, аж 3 млн. человек. Видимо римские легионеры пользовались чем-то подобным.
Можно долго издеваться над Гаем Марием, Плутархом и римскими легионерами. Однако, стоит вспомнить, что эта Великая битва произошла почти сразу после военной реформы этого самого Гая, не побоюсь сказать, Мария. В ходе этой реформы крестьян-ополченцев в римской армии сменили пролетарии-наёмники. Конечно, раньше, до реформы, крестьянину было сложно отрываться от своего хозяйства на войну, однако существовала традиция защиты своего дома и государства. А, вот после реформы…..
Конечно, первый вопрос к нашим «историкам» - это откуда в древнем Риме взялись пролетарии, до капитализма-то ещё целую эпоху пыхтеть и пыхтеть? Ответ прост, наши историки, как и известный живодёр Преображенский, думают, что пролетарии – это люмпены, нищие городские бездельники. В армию такой контингент, конечно пойдёт, чтобы деньги получать, а вот воевать, да ещё возможно умирать , они ни за что не хотят. В ХХ веке, после Вьетнамской войны, США провели точно такую же реформу. Протестировав армию через несколько лет, они выявили её полную небоеспособность из-за непригодного контингента. Лет за десять американцы всё-таки сумели поднять качество своей армии. На счастье США больших войн за это время у них не было. А, вот у Гая Мария такого счастья не было, и пришлось ему вести в бой эти вооружённые отбросы общества.
«Не успели удержать солдат, которые сразу же бросились вдогонку, едва один из них закричал, что враг отступает» - это про кого написано, про стойких и дисциплинированных римских легионеров? Но, ведь не скажешь на форуме перед лицом «сената города и мира», что у тебя вот такой результат реформы. Вот и приходится увеличивать численность побеждённых варваров в 40 раз, а у Гая Цезаря и все 70 раз. А не слишком ли мало этих самых кимвров? Но, ведь за несколько лет до этого сражения кимвры вместе с тевтонами пытались проникнуть на территорию племени бойев (Богемия). Но, бойи оказались против и пришлось кимврам искать противника послабее, типа римской республики.)))) Племя бойев вряд ли могло выставить воинов больше 10-15.000 и этого хватило, чтобы победить кимвров, да ещё и вместе с тевтонами.
Осталось выяснить этническую принадлежность этих самых кимвров. А чего выяснять? Во всех учебниках написано – это немцы. Почему? Ну, немцам так хочется, чтобы кимвры были немцами. Довод только один – они были высокие блондинистые и голубоглазые. Вспоминаю знакомых немцев и пытаюсь найти среди них высоких и голубоглазых: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гимлер – ничего похожего. А вот ещё гауптман Пауль Зиберт, высокий, блондин, голубоглазый. Кажется, подходит, ан нет – это наш русский разведчик Николай Кузнецов.)) А вообще-то разные авторы считают их и кельтами и славянами и киммерийцами (что абсолютно невозможно – Конан был черноволосый)). А в Европе валлийцы называли себя кимврами, что означает соотечественник. В России есть город Кимры, славный своими сапогами и слово «кимрять», что означает тачать сапоги. А, на рубеже нашей эры, какие-то кимвры жили в Ютландии, но потом сгинули без следа. И, только в Германии никаких кимвров никогда не было. Нам ещё не раз придётся столкнуться с Германским политическим мифом, который гласит, что все без исключения народы, участвующие в ВПН были обязательно германскими и никак иначе. Ну, что же будем хоронить его, это миф, каждый раз как встретим.