ОБЗОР ПЛАСТИНКИ: Charlie Parker - The Hits

"Сначала вы изучаете инструмент, потом музыку, потом забываете обо всем этом и просто играете" - Чарли Паркер

Charlie Parker - The Hits
Charlie Parker - The Hits

Чарльз Кристофер Паркер-младший родился 29 августа 1920 года в Канзас-Сити, штат Канзас. Его отец, Чарльз Паркер, был афроамериканским артистом эстрады, а мать, Адди Паркер, - служанкой коренного американского происхождения. Будучи единственным ребенком, Чарли переехал с родителями в Канзас-Сити, штат Миссури, когда ему было семь лет. В то время город был оживленным центром афроамериканской музыки, включая джаз, блюз и госпел. Чарли открыл в себе талант к музыке, посещая уроки в государственных школах. В подростковом возрасте он играл на баритоновом рожке в школьном оркестре. К 15 годам его любимым инструментом стал альт-саксофон. Мать подарила ему альт за несколько лет до этого, чтобы подбодрить его после того, как отец бросил семью. Еще учась в школе, Чарли начал играть с группами на сцене местных клубов. Игра на саксофоне настолько увлекла его, что в 1935 году он решил бросить школу, чтобы заняться музыкой на полную катушку.

Чарли Паркер
Чарли Паркер

С 1935 по 1939 год Паркер выступал в ночных клубах Канзас-Сити (штат Миссури) с местными джаз- и блюз-группами, включая группу Бастера "Профессора" Смита в 1937 году и группу пианиста Джея МакШанна в 1938 году, с которой он гастролировал в Чикаго и Нью-Йорке.

В 1939 году Паркер решил поселиться в Нью-Йорке. Там он пробыл почти год, работая профессиональным музыкантом. После годичного пребывания в "Большом яблоке" он стал постоянным исполнителем в одном из чикагских клубов, а затем решил вернуться в Нью-Йорк на постоянное место жительства. Первое время Паркеру приходилось мыть посуду, чтобы хоть как-то прокормиться.

Charlie Parker - The Hits
Charlie Parker - The Hits

Работая в Нью-Йорке, Паркер познакомился с гитаристом Бидди Флитом. Это знакомство оказалось плодотворным. Во время джемов с Флит, Паркер, которому наскучили популярные музыкальные условности, открыл для себя фирменную технику, которая подразумевала игру более высоких интервалов аккорда для мелодии и внесение изменений для их подкрепления. Позже в том же году Паркер услышал новость о смерти отца и вернулся в Канзас-Сити, штат Миссури, на похороны. После похорон Паркер присоединился к команде Харлана Леонарда "Рокетс" и пробыл в Миссури следующие пять месяцев. Затем он решил, что пора возвращаться в Нью-Йорк, где присоединился к группе Джея МакШанна. Именно с МакШанном в 1940 году он сделал свои первые записи. Именно во время работы с МакШанном Паркер получил свое знаменитое прозвище "Птица", сокращенное от "Yardbird". Как гласит история, Паркер получил это прозвище по одной из двух возможных причин: 1) он был свободен, как птица, или 2) он случайно сбил курицу, иначе известную как птица-ярд, когда ехал на гастроли с группой. Отсылки к его прозвищу встречаются в названиях некоторых композиций Паркера, таких как "Yardbird Suite" и "Ornithology".

Bird And Diz
Bird And Diz

В 1942 году начинающие джазовые музыканты Диззи Гиллеспи и Телониус Монк увидели выступление Паркера с группой МакШанна в Гарлеме и были впечатлены его уникальным стилем игры. Позже, в том же году, Паркер подписал контракт на восьмимесячное выступление с Эрлом Хайнсом. Затем, в 1944 году, Паркер присоединился к группе Билли Экстайна.

1945 год стал поворотным для Паркера. Считается, что на этом этапе своей карьеры он достиг полной зрелости как музыкант. Впервые он стал лидером собственной группы, одновременно выступая на стороне с Диззи Гиллеспи. В конце того же года музыканты отправились в шестинедельный тур по ночным клубам Голливуда. Вместе им удалось изобрести совершенно новый стиль джаза, широко известный как боп, или бибоп. После совместного турне Паркер остался в Лос-Анджелесе и выступал до лета 1946 года.

Чарли Паркер & Майлз Дэвис
Чарли Паркер & Майлз Дэвис

Жизнь Паркера была наполнена проблемами с психическим здоровьем и героиновой зависимостью. Из-за этой зависимости он пропускал выступления и считался ненадежным (ему даже запретили посещать джаз-клуб Birdland, который был назван в его честь). Употребление героина было широко распространено на джазовой сцене, и его обычно можно было приобрести без особого труда. В последний год жизни Паркера его поведение становилось все более неустойчивым. После переезда в Калифорнию, где этот наркотик был менее распространен, героин стало трудно достать, поэтому он использовал алкоголь в качестве заменителя. Он умер 12 марта 1955 года в номере своего друга и покровителя баронессы Панноники де Кенигсвартер в отеле Stanhope в Нью-Йорке во время просмотра по телевизору сценического шоу братьев Дорси. Официальными причинами смерти были названы лобарная пневмония и кровоточащая язва, но у Паркера также был запущенный случай цирроза печени и сердечный приступ. Доктор, проводивший вскрытие, ошибочно определил, что 34-летнему Паркеру было от 50 до 60 лет.

Side A:

  1. THE SONG IS YOU (Jerome Kern-Oscar Hammerstein) 2:59
  2. NOW'S THE TIME (Charlie Parker) 3:03
  3. JUST FRIENDS (Sam Lewis-John Kenner) 3:32
  4. CONFIRMATION (Charlie Parker) 2:59
  5. LOVER MAN(Jimmy Davis-Roger "Ram" Ramirez-Jimmy Sherman) 3:25
  6. BILLIE'S BOUNCE (Charlie Parker) 3:11
  7. BLOOMDIDO (Charlie Parker) 3:25
  8. KO-KO (Charlie Parker) 2:58
  9. LAURA (David Raksin-Johnny Mercer) 2:58
  10. CELEBRITY (Charlie Parker) 1:37

Здесь представлены лучшие хиты Паркера. "The Song Is You", "Now's the Time" (которую Паркер ранее записал в 1945 году), "Confirmation", "Lover Man" и "Celebrity" относятся к периоду сотрудничества Бёрда с продюсером Норманом Гранцем. Несмотря на то, что это одна из лучших его композиций, он не записывал "Confirmation" в студии до этой квартетной сессии (мелодия была записана Диззи Гиллеспи без Бёрда для Dial 6 февраля 1946 года). Это вторая студийная версия "Lover Man", которую Бёрд записал взамен своей неустойчивой версии этой же мелодии, сделанной в 1946 году для Dial незадолго до психического срыва. Песня "Celebrity" была записана для того, чтобы войти в саундтрек к фильму фотографа Джона Мили (который уже снял короткометражку "Jammin' the Blues" с участием Лестера Янга). По каким-то причинам фильм, спродюсированный Норманом Гранцем, так и не был закончен (аудиозапись и отснятый материал были собраны вместе и выпущены на DVD почти пятьдесят лет спустя). В песнях "Just Friends" и "Laura" Паркер выступает в сопровождении струнного оркестра.

Телониус Монк & Чарли Паркер
Телониус Монк & Чарли Паркер

Side B:

  1. A NIGHT IN TUNISIA (Dizzy Gillespie-Frank Paparelli) 3:09
  2. PARKER'S MOOD (Charlie Parker) 3:07
  3. DONNA LEE (Charlie Parker) 2:35
  4. ORNITHOLOGY (Benny Harris-Charlie Parker) 3:04
  5. COOL BLUES (Charlie Parker) 3:10
  6. EMBRACEABLE YOU (George & Ira Gershwin) 3:25
  7. SCRAPPLE FROM THE APPLE (Charlie Parker) 2:58
  8. MY OLD FLAME (Sam Coslow-Arthur Johnston) 3:14
  9. YARDBIRD SUITE (Charlie Parker) 2:58
  10. LEAP FROG (Charlie Parker) 2:29

Долгое время велись споры о том, кому принадлежала идея создания струнной секции для Бёрда - Норману Гранцу или самому Паркеру. Однако саксофонист всегда заявлял, что это было его собственное желание играть за струнными, пытаясь связать свою музыку с музыкой классических композиторов, которыми он очень восхищался, таких как Стравинский, Барток, Бетховен, Брамс и Бах. "Когда я записывался со струнными, - заявил Берд в интервью Down Beat, опубликованном 28 января 1953 года, - некоторые из моих друзей сказали: "О, Берд становится коммерческим". Это было совсем не так. Я искал новые способы музыкального выражения. Новые сочетания звуков. Я просил струны еще в 1941 году, а потом, спустя годы, когда я пошел с Норманом, он все одобрил. Мне понравились прекрасные аранжировки Джо Липмана на второй сессии, и я думаю, что они получились не так уж плохо. Сейчас я хотел бы сделать сессию с пятью или шестью деревянными духовыми, арфой, хоровой группой и полной ритм-секцией. Что-то в духе "Kleine Kammermusik" Хиндемита. Не копия или что-то в этом роде. Я не хочу никогда копировать. Но что-то в этом роде". Песни "Bloomdido" и "Leap Frog", также записанные для Granz, относятся к сессии 1950 года, на которой был выпущен LP Bird and Diz, и в них участвуют Бёрд и Диззи Гиллеспи с Телониусом Монком на фортепиано.

Charlie Parker - The Hits
Charlie Parker - The Hits

Записано между 1946 и 1953 годами.

AllMusic:
"Бёрд был одним из самых значительных джазменов всех времен, и почти каждая нота, записанная им (если не вживую, то в студии), достойна того, чтобы ее услышать". Скотт Яноу

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!