Найти тему

Грустно

Я не знаю, этично ли это - писать рецензии в социальной сети, перенасыщая их субъективизмом, эмоциями и личными подробностями. Кто-то считает что они при этом становятся  более интересными, кто-то не любит такой подход, потому как подобная форма изложения несколько уводит от книги, с которой хотел слегка познакомиться потенциальный читатель, прежде чем взять  книгу в руки. Наверное, правы и те и другие, ибо это дело вкусового восприятия. Но, коль здесь нам предоставлена некоторая свобода, то воспользовавшись ею, я последнее время предпочитаю писать отзывы в стиле ведения личного дневника впечатлений. Ведь, чтобы быть всегда довольной и удовлетворённой своим творчеством, которое больше напоминает невинное хобби, то лучше всего опираться только на собственные желания.

А я не зря снова начала о личном. Потому что данный отзыв грозит быть эмоционально весьма негативным и заразить тем же читающих его. Я получила приличную порцию грусти, мягко говоря, и чтоб она не мучила меня изнутри, хочу избавиться от неё, материализуя мысли в слова. Поэтому, может и не стоит читать эту очень субъективную рецензию о рассказе мною любимого Паустовского. Рассказе тяжёлом и мрачном, оставившем после себя неприятный осадок.
Обычно малую прозу я читаю на работе, урывками. И урывки получаются зачастую не от того, что мешает работа, а от того, что меня всегда и постоянно отвлекает "любимая" коллега, расслаблено пользуясь моей натурой слушателя. Но она по меньшей мере стала три раза героиней моих рецензий, включая эту - хоть и на том ей спасибо. Так вот, чем она мне мешает? Своей непрекращающейся болтовнёй! Я выучила её монологи уже наизусть, хоть они мне  не интересны, но тётушка - пчела не унимается и постоянно подкрепляет материал, полагая, наверное, что мне предстоит экзамен. А может, она мне его готовит? Хм.. Так вот, на этот раз я была не против её пустозвонных помех, ибо мне они были необходимы, чтобы отвлекаться и эмоционально периодически отдыхать от мрачной атмосферы рассказа.

Итак, в рассказе
К. Паустовского "Этикетки для колониальных товаров" речь о еврее Йосифе Шифрине из местечка Клецк, Минской губернии, гравере по своей деятельности, который на момент знакомства с рассказчиком занимался изготовлением этикеток для вин, сигарет и прочего. Его жизнь, которую он перерассказал своему случайному слушателю напомнила мне какой-то неприятно липкий кошмарный сон. Будто он родился в убожестве и грязи и прожил всю свою жизнь до настоящего момента в ней же. Преследуя мечту о путешествии по миру, продиктованную больше, наверное, желанием улучшить свою жизнь и вырваться из убогой еврейской нищеты, он потерял жену и дочь, которых лучше бы и не заводил, как он сам и сказал. Женился неосознанно, как-то походя, жил с женой и даже не замечал её сердечной болезни. Умерла и умерла... А уж описание еврейских похорон - это было за гранью чего-то очень мерзкого!

Копил несколько лет деньги на билет в Палестину, а волею судьбы оказался лишь в Батуми, где и умерла от малярии его маленькая дочка - единственное живое существо рядом. А смерти можно было бы избежать, уехав на север. И параллельно с этими кошмарами, Паустовский постоянно, на протяжении всего рассказа описывает его мечты о путешествии по миру, бесконечно перебирая всякие красивые и прекрасные места на планете Земля, которые он жаждил посетить. Можно было бы и процитировать красноречивые описания автора, но не буду! Не буду намеренно, ибо этот контраст вызывал у меня лишь раздражение. Мне хотелось сказать - ах, боже мой! Какая красота? Любое путешествие только тогда прекрасно, когда оно хорошо оплачено, иначе неудобства и лишения просто камня на камне не оставят от нищего путника. Он не только не заметит никакой красоты, а хорошо, если жив останется. Это только в детстве мы можем так мечтать, пока носим "розовые очки" незнания. Так, он в этом смысле и был, наверное, ребёнком.

Мир, по моему восприятию жизни - это прежде всего опасно и тяжело, а уж потом красиво и интересно... Уж не знаю, какую писательскую задачу ставил Паустовский в этом рассказе, но от меня он добился какой-то жалости, перемешенной с чувством лёгкого презрения к герою, и вызвал серьёзный негатив, описывая бесконечную "красоту" планеты, где так мало счастья хотя бы тихого и местечкового, не говоря уж о ярком и блаженном. Может, это и был приём авторский - убогий человечек мечтает охватить "прекрасный" мир, теряя при этом то, что имеет? Может быть, лучше остаться там, где ты есть и попробовать лучше приспособиться с синицей в руках, потому как, прицепившись к журавлю в небе, можно разбиться насмерть? Не знаю, вопрос сложный... Но, как я не советовала читать мой отзыв, так и не рекомендую читать этот грустный контрастный рассказ, который серьёзно подпортил мне настроение и даже сбил вечерние планы.