— "Мне точно-такую же, но с перламутровыми!" - капризный покупатель смотрит на руки продавца, видимо в надежде, что тот сейчас взмахнет ими, и желаемое вмиг появится на прилавке, но продавец руками лишь разводит: "Нет такого"...
Со словами "будем искать!", сгусток сплошного разочарования покидает торговую площадь без покупки...
Продавец делает пометку "с перламутровыми пуговицами" и отправляет менеджеру, который собирает все неудовлетворённости и переправляет производителям, чтобы те могли внести изменения в следующую поставку... Сказка? Да, фантастика.
Отмотаем назад. В первой половине прошлого века производство победило сложность массового производства ширпотреба. Дефицит всякой полезной мелочи был повальный, произведенное уходило с колёс влет. "Главное - производство!" - основная мантра первой половины 20 века во всем мире... так было до 60х годов... А потом потребитель насытился и начались проблемы со сбытом.
Появилась идея диверсификации производств, лет 10 её мучили - не помогло.
Потом появилась идея дробления производств, ещё лет на 10 экспериментов - тоже не помогло.
Попутно происходила смена главной парадигмы с "главное - производство" на "главное - не произвести, а главное - продать!".
Появилась идея передачи производства на аутсорс. Удачно совпало с открытием Китая миру, куда многие производства и были переведены из более развитых стран, которые занялись торговлей...
Недолго просуществовало это обособление.
Начались 2 разнонаправленных процесса:
- торговля, желая поднять свою прибыль, начала вкладываться в производство товаров для собственного сбыта;
- а производство, желая поднять свою прибыль, начало вкладываться в собственные сбытовые подразделения;
Появились т.н. вертикально-ориентированные компании, сначала внутри отдельных стран, а затем - транснациональные.
Говорят, в мире загружено всего около 70% производственных мощностей, т.е. теоретически есть огромный объем недозагруженных мощностей, казалось бы проблем с производством нет, но в реальности иначе, и новые производства (рассматривать причины сейчас не будем) по прежнему создаются.
Гигантомания производств даёт снижение по издержкам (т.н. "эффект масштаба") за счёт однотипности изделий, что приводит к скудному выбору для потребителя, вплоть до курьезов (вспомним фильм "Ирония судьбы", где в разных городах в одинаковых квартирах стоит одинаковая мебель и одинаковый комплект бытового оборудования).
Разумеется, потребитель от этого не восторге.
Современное производство модифицируется, становится более компактным. Знаю небольшое производство (40 человек), которое своей продукцией обеспечивает всю страну. Подобное предприятие - пример не единственный.
Производства упрощаются. И чем проще становится производство - тем изощреннее становится дистрибуция.
Гигантские производства ориентируются под массовый спрос. А малые производства - под нишевой, под небольшую группу потребителей, которых по тем-иным причинам, не устраивает ширпотреб и которые готовы платить дороже (издержки малых производств почти всегда выше на ед.продукции, чем у гигантов).
Если ширпотреб не требует поиска "своих" потребителей, т.к. потребитель массовый, он везде, куда не ткни, то у малого производства - проблема "достучаться" до своей ниши (попасть в поле внимания, вызвать доверие, побудить к покупке, накопить успешный опыт эксплуатации).
Малое производство, находясь в неравных условиях, вынуждено с самого начала тщательно продумывать вопросы будущего сбыта.
Впрочем, это общее место, любая фирма находится в неравных условиях по сравнению с другими. Одно из условий существования фирмы - увеличивать это "неравенство" в свою пользу.
Что касается сбыта.
Если изначально дистрибуция строилась вокруг традиционной розницы (либо чужой, либо создавалась собственная), или через создание системы поставщиков/оптовиков/дилеров, то с появлением интернета появились новые модели: маркетплейсы (сторонний розничный оператор) и D2C (превращение самой фирмы в полноценного оператора розницы).
Ещё вчера диктующие правила игры фирмы-дистрибуторы исчезают (почти), хотя сама дистрибуция, как часть деятельности фирмы, по прежнему остаётся. А новые каналы дистрибуции (маркетплейсы и D2C) оказались не лишены изъянов, в чем-то лучше, в чем-то хуже традиционных. Появилась новая идея - т.н. "омниканальность", т.е. задействование нескольких (в идеале - всех возможных) каналов дистрибуции/распространения продукта.
Дистрибуция из внешней, по отношению к фирме, становится её внутренней составной частью, куда входит и D2C и работа с идеальными оптовиками, и выход в розницу напрямую и работа с маркетплейсами...
Зафиксирую: омниканальность.
Повторюсь: малые производства (а малые - все, если они ещё не транснационалы), не могут конкурировать по цене с производствами-монстрами (за редким исключением, когда за счёт изобретательской деятельности добиваются существенного снижения себестоимости), продукция малых производств всегда дороже, чем ширпотреб, и, как следствие, малое производство всегда находится в поиске (мало кто любит то, что дороже) своего потребителя, который:
- распределен географически;
- неоднороден по своим предпочтениям;
- становится все более привередливым (к хорошему быстро привыкаешь);
И если мечта любого производства - выпуск одного изделия тоннами/километрами, то для малого производства эта мечта недостижима.
Появляется необходимость создания/выпуска продуктовой линейки, под различные особенности потребителей (и тут не про размерный ряд в одежде/обуви). Кроме того, эта продуктовая линейка будет меняться со временем, вслед за изменениями "вкусов" потребителей.
Зафиксирую: продуктовая линейка.
Следующий момент...
Так как задействована омниканальность, в каждом канале продаж - свой минимальный квант поставки (от поставки единиц через D2C или FBS, до поставки тысяч единиц в розничную сеть или FBO).
Фиксирую: квант поставки.
Подытожу.
"Идеальный производитель" движется в сторону наличия 4х составляющих:
- включает дистрибуцию в состав своей основной деятельности, создаёт условия и задействует омниканальность;
- создает условия для создания и воплощения меняющейся продуктовой линейки;
- создаёт условия для отгрузки и использования гибкого кванта поставки;
В вышеперечисленном присутствует как разработка/модификация продуктов, т.н. R&D, что относится к сфере деятельности инженеров/технологов, так и присутствует организация работы складов/логистики, что относится к сфере сбыта, а что же собственно по "производственным процессам", их менять не надо?
Чаще всего - надо: внутренние склады не безразмерны, а оборотных средств всегда не хватает. Для устранения этих ограничений решение просматривается в области мелкосерийности. И выходим на 4тую составляющую:
4. мелкосерийность производства;
Итак,
"идеальность производителя" состоит в наращивании перечисленных 4 компонентов, которые он соединяет, после чего направляет усилия на стабилизацию соединений, в сочетании с поддержкой непрерывного функционирования.
На этом завершу цикл из 3х концепций для ближнего будущего, а о "соединении", "стабилизации" и "непрерывности", может, поговорим позже.
Спасибо за внимание.
___
Было ранее по теме:
ИДЕАЛЬНЫЙ ПОСТАВЩИК-ОПТОВИК и ИДЕАЛЬНЫЙ РОЗНИЧНЫЙ МАГАЗИН
___