Зачастую собирать информацию о тех или иных винтажных вещах намного сложнее, чем собирать сам винтаж. Поэтому, мой блог будет полезен тем, кто интересуется не только самими предметами, но и их историей. Давайте начнем со знакомства с фабрикой, подарившей нам прочный, красивый и доступный английский винтаж - Mason’s.
Широко известные фарфоровые мастерские Wedgwood (Веджвуд), Spode (Спод) изначально были ориентированы на элитный круг, с намеком на королевский заказ. В борьбе за внимание аристократов они соревновались между собой, стремясь производить самый тонкий, изысканный и великолепный фарфор.
Мейсоны же стали производить общедоступную посуду, которую могли себе позволить люди всех слоев общества - торговцы, служащие, рабочие, эта выбранная концепция принесла Мейсонам ошеломительный успех. А нам с вами - возможность сервировать свои столы прекрасными винтажными изделиями фабрики Mason’s.
Начнем с начала:
Основатель компании Мейсонов, Майлз Мейсон (1752 г.р). в молодости работал клерком у своего дяди Бейли, в небольшой деревушке Фрогхолл. По счастливой случайности соседом дяди оказался преуспевающий торговец стеклом и фарфором, импортированным из Китая - Ричард Фаррар.
Дочке Фаррара, Рут, было всего девять, когда она унаследовала богатое состояние от своего отца. Семь лет спустя, когда Рут исполнилось 16, Майлз женился на ней.
В счастливом браке Мейсонов родилось четверо детей: дочь Энн Рут и трое сыновей - Уильям, Джордж Майлз и Чарльз Джеймс.
Майлз продолжал дело своего тестя, реализуя китайский фарфор и керамику. Ост-Индская компания продавала импортный фарфор дважды в год на аукционе в Лондоне. Дилеры, в число которых входил и Майлз, выработали общую стратегию, чтобы сдерживать цены: не торгуясь друг с другом на аукционах они покупали фарфор дешево, а затем фарфор получал тот, кто предложил самую высокую цену. Из-за этой умелой схемы и влияния наполеоновских войн на экономику в 1791 году Ост -Индийская компания решила отказаться от аукционной части своего бизнеса.
Конечно же, это дало возможность английским производителям увеличить выпуск собственной керамики с восточной тематикой, которая пользовалась большим спросом.
Майлз не остался в стороне и заключил партнерство с опытным производителем фарфора Томасом Вульфом из Ливерпуля, а затем с Джорджем Вульфом из Сток-он-Трента, фарфоровой столицы Англии. Это партнерство обеспечило Майлзу Мейсону бесперебойную поставку фарфоровых изделий для продажи в Лондоне.
В 1800 году он перевез свою семью из Лондона в фарфоровую столицу Сток-он-Трент, где на заводе Victoria Works находилось его производство и начал производить собственный фарфор.
Вместе с сыновьями он экспериментировал с новыми глинами и произвел керамику под названием Ironstone China. Компания процветала, семейный бизнес шел очень успешно и в 1813 году, Майлз передал управление своим сыновьям.
Старший сын Уильям не смог продолжить дело отца, Джордж, второй сын, был хорошим бизнесменом и руководил бизнесом до 1832 года, но затем он оставил гончарное дело ради жизни сельского джентльмена и пошел в политику. А младший сын, Чарльз Джеймс, стал одной из выдающихся фигур в Стаффордширской гончарной промышленности. Именно он запатентовал знаменитый Ironstone China, когда ему был 21 год. Сейчас, когда говорят Ironstone China, то имеют ввиду в основном период работы Чарльза Мейсона.
В 1815 году Чарльз женился на Саре Спод, внучке первого Джозайи Спода, основателя знаменитой гончарной династии. В результате этого союза двух известных семей Мейсоны получили в собственность второй завод, который принадлежал семье Сподов в Фентоне.
Заслугой Чарльза главным образом стало успешно выбранное название для нового материала. С точки зрения маркетинга словосочетание “Ironstone China” было идеальным: подразумевалось высокое качество изделия - China (в то время синоним качественного и красивого, дорогого фарфора), и то, что посуда из этого материала была твердой и прочной, как железо. Прочность Ironstone China давала возможность производить изделия большого размера.
Посуда расписывалась так же красиво, как и фарфоровые изделия, практически точно копировала китайскую керамику а благодаря своей белизне, многие и не сомневались в том, что это фарфор.
Сервизы Mason's Ironstone China в японском стиле были необычайно популярны среди всех слоев общества. Обеденные сервизы, супницы, вазы с драконами всегда выставлялись на видном месте.
Так уж вышло, что Мейсонам везло и на удачные браки и на удачные деловые знакомства.
Принятый на работу Сэмюэл Фаррадей оказался поистине гением рекламы и коммерции. Он начал свою карьеру в качестве представителя компании на европейском рынке, а позднее уже выступал партнером Чарльза по бизнесу.
Фарадей убедил большинство аукционных площадок в стране проводить аукционы исключительно для изделий из Ironstone China. До этого времени аукционы использовались производителями только для того, чтобы избавляться от излишков, поврежденных изделий или изделий обанкротившихся производителей.
Размещение на аукционе новых лотов требовало рекламы, Фарадей увидел потенциал газет в популяризации изделий, и газеты запестрели объявлениями о предстоящих аукционах, где можно купить прекрасные изделия из Ironstone China. В газетах рекламировались сервизы, посуда для завтрака, чая и кофе, блюда, бульонницы и супницы, кувшины, наборы для выпечки, туалетные наборы и многое другое.
Аукционы оказались очень успешными. Один из торгов в Лондоне в 1828 году состоял из 1004 лотов по 50 и 80 фунтов стерлингов за лот, и все было продано. Общая выручка от одного аукциона 1822 года превышала 30 000 фунтов стерлингов, что сегодня составляет несколько миллионов долларов.
Это был период большого коммерческого процветания фабрики, который продолжался до 1840 года.
Освоение американского рынка
Обилие угля, остатков известняка и глины в производственном районе Стаффордшира, а также отличная система каналов для безопасной и дешевой транспортировки по странее открыли доступ к экспорту продукции в Америку. Экспорт составлял основную часть бизнеса Mason's Ironstone China. Американский средний класс процветал и с нетерпением ждал того момента, когда появится эта яркая посуда, так напоминающая посуду из Китая и Японии, которую могли себе позволить только самые богатые.
Американские ритейлеры начали размещать заказы на посуду, при этом их собственное имя должно было быть добавлено рядом с маркой Masons.
Одним из главных американских импортеров того времени был Тимоти Тредвелл Киссам. Его компания, T.T.Kissam&Co, располагавшаяся на 141 Мейден-Лейн в Нью-Йорке была крупнейшим ритейлером посуды для гостиниц в США. Семья Киссам до сих пор живет на Лонг-Айленде и владеет коллекцией импортируемых им изделий.
На фото ниже супница выпуска 1840-1845 годов. Дизайн супницы копирует произведения восточной керамики 18 века, а ее форма называется “Нанкин”, одна из самых ранних форм Мейсонов.
Вернувшись в Англию, Чарльз продолжал плодотворно работать. Он основал Комитет ассоциации мастеров, который работал с союзом гончаров, чтобы улучшить условия труда рабочих и повысить заработную плату. Чарльз приобрел паровую машину для производства столовых приборов (тарелки, блюдца и т. д.) и машину для изготовления полой посуды (чашки, миски и т. д.) Машины были крайне непопулярны среди сотрудников и вызывали много проблем. Хотя они увеличили скорость производства, у них был очень высокий процент брака. В 1842 году Чарльз отправил их на доработку, и прошло несколько лет, прежде чем они были снова введены в производство.
Затем в 1844 году умер Сэмюэл Фаррадей, мозг компании. Его смерть стала последним ударом для Mason's Ironstone China - Чарльз не успевал идти в ногу с меняющейся модой и рынком.
В 1844 году Чарльз попытался представить новый 'white ironstone', но он сделал это уже слишком поздно, этот рынок уже был занят другими гончарами, которые уже занимались производством и экспортом 'white ironstone', элегантного, красиво глазурованного, непритязательного по дизайну, прочного и недорогого.
У Чарльза были долги, и в 1848 году он был объявлен банкротом. Завод и все его имущество были выставлены на аукцион, но перед аукционом Мейсон совершил частную сделку-продажу с Фрэнсисом Морли. В 1856 году Чарльз Джеймс Мейсон умер и был похоронен рядом со своей первой женой Сарой Спод. Это был конец эпохи.
Но конец эпохи не означал конец любви покупателей к чудесной, долговечной и красивой посуде Мейсон. Компания переходила из рук в руки, меняла названия, но продолжала выпускать так полюбившиеся покупателям серии.
О самых популярных сериях изделий Mason's я расскажу в отдельном посте.