Найти тему

Первый блин КомАм! Что, как и почему мы празднуем в Масленицу.

Оглавление
Изначально это торжество было тесно связано с весенним равноденствием. В это время язычники воздавали почести божеству обновленного весеннего солнца и плодородия Ярило.
С распространением христианства традиции празднования Масленицы изменились. Церковь хотела христианизировать этот праздник, устранив языческие обряды. Народные гулянья сократились до одной недели — то есть до наступления Великого поста, были перенесены даты празднования.
В Советское время праздник превратили в народные гуляния «Проводы зимы», с похожими ритуалами и традиционными забавами.
И хотя сейчас всё смешалось в этом весеннем хороводе, попытаемся разобраться что же и как мы в итоге празднуем в Масленицу.
-2

Исконное название Масленицы – Комоедица!

Всем известная поговорка «первый блин комом» вовсе не означает смятый блинчик или неудачную выпечку. Да и сами подумайте – в старину на Руси блины пекли в печи, не переворачивая, чему ж там скомкаться? А ведь когда что-то не получается с первого раза, мы частенько говорим, мол, «первый блин комом». На самом же деле, это выражение изначально звучало по-другому - «Первый блин комАм»! Разница — всего в одна буква. Но она меняет весь смысл!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В стародавние времена наш любимый праздник Масленица, который имеет старославянские корни, назывался Комоедицей. Это был долгожданный и радостный праздник, один из четырех древнейших солярных (солнечных) славянских праздников означавшим, что суровая зима более не властна над миром.
Сейчас время Масленицы зависит от сроков Великого поста и Пасхи, которые высчитываются по церковному календарю. Поэтому конкретной даты Масленицы нет в календаре и каждый год она наступает в разное время.

-4

А до христианства прощание с зимой, сжигание чучела
(Мары - Морены) и торжественная встреча весны проходили за неделю до весеннего равноденствия, в марте, когда Ярило-солнце растапливает снега и весенней силой пробуждается природа (начало фактической астрономической весны, 20 - 21 марта), и продолжали празднество неделю после.
Так почему же Комоедица? Медведя в древности звали «Ком» и очень почитали на Руси как тотемного хранителя рода славян, как Медового зверя, как прародителя людей. (кстати, отсюда происходит известное нам выражение «Коматозное состояние» или «Впасть в Кому», то есть в спячку)

-5

И название праздника — Комоедица, посвящали пробуждению Медведей. Медведь просыпался в своей берлоге от зимней спячки и был жутко голодным. И народ нес ему подношения в виде еды - первый блин Комам, т.е. Медведям- Хозяевам леса!

-6

Праздничные дни Комоедицы начинались с утренней торжественной процессии. С песнями, плясками и прибаутками славяне приносили великому Медовому зверю в лес «блинные требы» и «комы-обрядовые» — хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: гороха, овса и ячменя. Первые блины и комы раскладывали на пеньках не только для медведя, но и для духов деревьев.

-7

Есть ещё одна версия - на Руси много преданий было связано с духами леса. Духов деревьев называли КомАми. Они жили у корней деревьев, и поэтому блины, которые пекли хозяйки, было принято уносить в лес и класть на пни: так жители старались задобрить богов и духов. А та присказка, что дошла до нас является лишь частью пословицы, причём искажённой, а полностью она звучит так: «Первый блин комам (т.е. медведям), блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне». Именно так – «комАм», через ,,А,,!

-8

Главное яство великого праздника Масленицы — блин, в славянской языческой традиции символизирующий Солнце. Также символами солнца были ватрушки и круглые баранки. А вот изначально у блинов был диаметрально противоположный смысл — они были поминальным блюдом, их ели на поминках, как ритуальное поминальное угощение (впрочем , и сейчас поминают блинами). Блины связанны с почитанием предков.

-9

Прощание с Богиней Зимы Марой-Мореной

Известный многим обычай сжигания куклы Масленицы был распространён вовсе не повсеместно! В образе этой куклы представляли Мару - Морену, Богиню Зимы, лютого холода.

Масленица — это, собственно, большая тризна по Богине Зимы, которую побеждает Весна. Так что это прежде всего грандиозные похороны Великой Мары и сожжение ее чучела.

-10

Зимой Мара — сильная, красивая, могущественная. К весне становится старухой, с которой нужно попрощаться. Вместе с красотой приходят в негодность и платья Мары. К Масленице от пышных некогда нарядов остаются лишь лохмотья, которые окончательно завершают образ уставшей богини. Ее несут, как на похоронах, и сжигают, как на похоронах. В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки).

-11

С именем Мары - Морены созвучны многие страшные слова «мор», «морок», «мрак». Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. Ее гнева боялись как простые люди, так и прославленные небожители.

Особенно Мару боялись и уважали на Севере, там, где сильна власть долгой, суровой зимы. В северных регионах люди старались не гневить её. Потому во время празднования Комоедицы зажигали простые костры, но не создавали образ грозной Богини.

В некоторых областях прощание с Масленицей происходило как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Иногда такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай

-12

Призываем Петуха

После смерти Морены и темного времени на Руси призывали Петуха, который будил весну. Считалось, что как петух 10 раз прокукарекает, весну разбудит — так она к нам и явится! Именно с петухом на Масленицу было много игр и развлечений, таких как: петушиные бои и «Достань петуха». Устанавливали 7-метровый деревянный столб, на него привязывали петуха и красные сапоги, кто доставал, тот и забирал петуха и сапоги. И сейчас подобные развлечения проводят на Масленицу, и в советское время на «Проводах Зимы» лазанье за призами по столбу была та ещё забава!

-13

Петух — символ рассвета, пробуждения, воскресения и бдительности. Петуха издавна водружали на башни и дома, изображали над воротами и на наличниках как оберег и чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Петуха сравнивали с огнём. Недаром говорят: «пустить красного петуха». Петух защищал от нечистой силы, сглаза и порчи. Своим криком он разгонял нечистую силу и отпугивал мертвецов во многих сказках. Крик петуха возвещает восход солнца, он как бы пробуждает к жизни светило, а, следовательно, возвращает на землю свет и тепло, без которых невозможна жизнь.

Во время праздника разжигали огонь, славили богов и предков, весь славянский род. Посолонь (направляясь по движению Солнца) закручивали хоровод, одевши хари-маски (отсюда мы и говорим: ну у тебя и харя), дабы не узнали злые духи. Скоморохи разыгрывали представление, и им помогали колоброды.

-14

Ритуальный огонь

С огнём на Масленицу - Комоедицу связано много ритуалов. В течение праздника жгли костры, прыгали через них, как будто купаясь в огне, а после обязательно умывались снегом или талой водой. Прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца.
Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя». В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.

-15

Ну а дальше, начинается магия весеннего равноденствия, приход Бога Ярилы — весеннего Солнца, начало нового времени. Вместе с Ярилой приходит возрождение земной жизни, пробуждение чувств и приток сил. Именно Ярила приводит к людям Богиню Весны.

-16

Масленичная неделя

Как я уже упоминала, что Комоедицу – Масленицу начинали праздновать за неделю до весеннего равноденствия и продолжали ещё неделю после. Это время время прощаться с зимой и впускать в дом весеннее обновление, но сперва нужно освободить место для нового счастья.
Часть празднования Комоедицы была скрыта от посторонних глаз. Эти обряды проводили дома, в кругу семьи. Они, как и другие обряды годового круга, должны были обеспечить достаток в хозяйстве и здоровье домочадцев.
Перед праздником обязательно мыли полы, столы и лавки. Выметали весь сор из углов дома. Часто хозяйки старались успеть постирать половики, полотенца и покрывала. Избавлялись от сломанных вещей – их часто сжигали на дворе вместе с мусором.
Девушки и женщины делали домашнюю куклу Масленицу, а прошлогоднюю куклу сжигали. Эта кукла напоминает ту, которую сжигают всем селом в последний день празднования Комоедицы - в ярком наряде, цветном сарафане, с платком на голове. Но домашняя Масленица хранится в избе и будет сожжена только через год, на следующий праздник.

-17

Вся неделя праздника делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день масленичной недели имеет свое название и уникальный смысл, связанный с темой рода, а точнее его продолжения — сваты, смотрины, присмотр невест, знакомство с родней.

-18

Понедельник: встреча - в первый день (или даже накануне) заканчивали строить снежные крепости и горы, сбивать качели и балаганы, а также делать чучело уходящей Зимы. Его возили по улицам, встречая Масленицу. Блины уже начинали печь, при этом самый первый отдавали бедным.
Вторник: заигрыши - Во второй день праздничной недели традиционно устраивали смотрины, на которых женихи выбирали невест и сватались к ним. Если семьи договаривались о браке, то свадьбу играли сразу после Пасхи.
Среда: лакомка - В этот день столы ломились от угощений. По традиции, зять ходил в гости к теще на блины, которые она приготовила.
Четверг: разгуляй - Когда начиналась широкая Масленица, люди прекращали все хозяйственные работы и приступали к настоящим торжествам. Они гуляли, водили хороводы, пели колядки, катались на санях, устраивали битвы на кулаках, играли в снежки, а также жгли костры и прыгали через них. При этом главным развлечением первого дня широкой Масленицы считали штурм и захват снежных крепостей.

-19

Пятница: тёщины вечерки - Второй день широкой Масленицы проводили с семьей. В этот раз в гости к зятю приходила уже теща, а не наоборот.
Суббота: золовкины посиделки - Этот день посвящали родственникам мужа. Молодые невестки приглашали в гости сестер своих мужей, а также других их родственников.
Воскресенье : проводы - В последний день масленичной недели люди просили прощения друг у друга за все обиды, которые нанесли за год.

-20

Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству для того, чтобы вскоре начать тему свадеб. Даже кулачные бои и игры «стенка на стенку». Молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами. Ну и конечно, для всех это выплеск накопившейся за зиму энергии и разрешение различных конфликтов между людьми, чтоб потом это не мешало и не портило жизнь.

-21

И какая мудрость и глубокий смысл и в завершающем дне праздника, посвященный теме прощения. Как же это важно - не держать в душе обиды и злости. При прощении одаривали друг друга всякими сладкими «заедками» и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой». Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.

-22

Ну а мы отправляемся в старинное село Толмачи «карельскую столицу Тверской области». Здесь веками сохраняются традиции, язык и культура тверских карел. Едем погрузиться в карельскую мифологию и стать участниками Широкой самобытной Масленицы – «пробуждать» Медведя, водить хороводы, сжигать Морену, прыгать через огонь, угощаться и угощать блинами, радоваться Солнцу и встречать Весну!

-23

Но это уже следующая история на нашем канале! Заходите - расскажем!
Всем волшебных путешествий и с праздником!