Память – это сложный и многогранный процесс. Она помогает нам сохранять и использовать информацию, формирует представление о мире и о себе. Понимание и управление памятью играет важную роль в повседневной жизни и способно значительно повлиять на наши мысли и поступки.
Память имеет несколько составляющих:
- Кратковременная память, которая помогает запоминать небольшие порции информации на короткое время и держать в уме некоторые факты или задачи, которые нам требуются в настоящий момент. Но эта информация, если не закрепить ее в долговременной памяти, может быстро забыться.
- Долговременная память – это одна из важнейших составляющих нашего "памятного аппарата", назовем его так. Она позволяет нам запоминать и хранить информацию на долгое время. Долговременная память возникает в результате процессов консолидации, или закреплении информации. Закрепление помогает передать информацию из кратковременной памяти в долговременную, где она будет доступна нам на протяжении многих лет.
Однако память – не просто «хранилище» информации. Наш мозг способен не только воспроизводить информацию, но и производить множество операций с ней. Например, память позволяет распознавать объекты и лица, строить ассоциации, вспоминать определенные события. Она помогает делать выводы, учиться на опыте и принимать решения. Также в памяти можно выделить эмоциональную составляющую. Запоминаются те события, которые вызывают сильные чувства – радость, грусть, страх, гнев, любовь и т.д. Именно эмоциональная окраска позволяет нам запоминать определенные моменты в нашей жизни особенно ярко и долго.
Память – это то, благодаря чему мы строим связи между прошлым, настоящим и будущим. Научиться использовать память, понимать ее особенности и развивать ее – умение, которое приносит огромные преимущества и позволяет лучше управлять своей жизнью.
Упражнение для улучшения памяти
Сегодня разберем одно очень простое упражнение, которое подойдет для всех возрастов. Оно займет буквально 10-15 минут вашего времени.
Для выполнения упражнения нам понадобится четверостишие, с которым мы будем работать. У нас для примера будет такое (но вы можете выбрать любое,какое вам понравится):
- Задание 1. Читаем четверостишие, нумеруя каждое слово. Например: гром - 1, стреляет - 2, как - 3, из - 4 и т.д;
- Задание 2. Читаем стишок, при этом называя количество букв в каждом слове. Например: гром - 4, стреляет - 8, как - 3, из - 2;
- Задание 3. Читаем четверостишие, произнося слова в обратном порядке по буквам. Начинаем со слова: гром - морг, стреляет - теялертс, как - как, из - зи; Продолжите так с каждой последующей строкой;
- Задание 4. Прочитайте стишок, начиная с последней строчки. Например: принимают теплый душ, под дождём сидят лягушки, и далее по тексту. Если у вас получилось к этому моменту запомнить стихотворение - выполните задание по памяти, не подсматривая в текст;
- Задание 5. А сейчас читаем четверостишие, произнося каждую строку в обратном порядке. Например: душ теплый принимают, лягушки сидят дождём под и т.д;
- Задание 6. Прочитайте стихотворение, пропуская сначала каждое второе слово, затем - каждое третье, далее - каждое четвертое;
Молодцы! Поздравляем с отличной работой! Ваш мозг пришел в тонус и активно стал работать, создавая новые нейронные связи, которые в первую очередь, отвечают за нашу память. Выполняя каждый день небольшие упражнения, уверены, вы добьетесь хороших результатов! Главное - не сложность, а разнообразие и регулярность.