Деепричастия — прекрасная вещь, авторы их очень любят. Правда, часто авторы вставляют деепричастия настолько нелепо, что лучше уж писали одними глаголами. (Крик редакторской души). Поэтому нужно научиться писать предложения с деепричастиями — об этом мы поговорим в самом конце, а пока…. Разговор будет долгий, но начнем!
Для справки. Деепричастие — особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? (М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова, Русский язык)
Пример: Войдя в класс, учитель поздоровался с учениками. Войдя — деепричастие. Войдя в класс — деепричастный оборот.
Так вот! Многие авторы вставляют деепричастные обороты (далее — ДО) чуть ли не в каждое предложение. Почему? Потому что деепричастия обладают большей глагольностью, что в свою очередь придает речи особую живость и наглядность.
Давайте сравним предложения с ДО и без:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя, (резвится и играет)
Грохочет в небе голубом.
(Ф. И. Тютчев)
Здесь деепричастия выполняют роль тропов и указывают на признак действия.
Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал.
Туманы клубились, извивались, но сползали туда по морщинам соседних скал.
(М. Ю. Лермонтов)
Здесь деепричастия выступают как средство образной конкретизации “глагольного действия”. (И. Голуб, Стилистика русского языка, с. 364)
После того как я выполнил домашнее задание, я пошел гулять.
Выполнив домашнее задание, я пошел гулять.
Вставили деепричастие и предложение стало не просто короче, но и зазвучало энергичнее, чем первое.
Какой вывод? Деепричастие можно заменить глаголом, но читать скучно. Сразу пропадает та изюминка, которая добавляет выразительность тексту. Поэтому деепричастия так любят в художественной литературе. Ведь деепричастие дорисовывает главное действие, уточняет сопутствующие движения.
Эту особенность деепричастных конструкций можно показать и на таком примере. Писатель Д. В. Григорович, рассказывая о своих литературных начинаниях, вспоминает, что его очерк «Петербургские шарманщики» заслужил одобрение Ф. М. Достоевского, но одно место ему не понравилось. «У меня, — замечает Д. В. Григорович, — было написано так: Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. «Не то, не то, — раздраженно заговорил вдруг Достоевский, — совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать, пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...» Замечание это — помню очень хорошо — выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение...». (И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь, Занимательная стилистика)
Итак. Мы разобрались, что деепричастия прекрасно дополняют художественный язык.
Даже Ф. М. Достоевский “топил” за деепричастия! А ты, Лена, в самом начале сказала, что лучше авторам обходится без ДО. Ну, ты чего?
На это есть две причины.
Первая заключается в том, что есть формы деепричастий, которые в современном русском языке считаются устаревшими. Их использовать нельзя! Только как яркое стилистическое средство. Скажем, для выражения разговорно-просторечной речи героя.
Какие же это деепричастия?
- Деепричастия с суфиксами -вши, -ши безумно были популярны у наших писателей-классиков. Для Пушкина, Карамзина, Тургенева, Крылова такие деепричастия, как приведши, забредши, обретши, севши, ставши — считались нормой.
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
(Волк и Журавль, И. Крылов)
И в советское время любили такие деепричастия. Читаем у В. Катаева: “И, сказавши эти приятные слова… пошел и сел в автомобиль”. Или в газетах: “Мысль… которая, дошедши до сознания широких масс, неизбежно должна будет стать….”
Поэтому нет ничего удивительного, что авторы до сих пор делают ошибки: норма изменилась, а литература осталась. Да и кто не слышал выражение, что у классиков нужно учиться? Вот и учимся.
В настоящее время суффикс -вши используют, когда образуют деепричастия от невозвратных глаголов совершенного вида: показаться — показавшись, улыбнуться — улыбнувшись, натерпеться — натерпевшись. Допускаются также деепричастия, которые без -ши не могут писаться: выросши, легши, разжегши.
- Деепричастия на -учи, - ючи (идучи, стоючи, скачучи) тянутся из той же классики и фольклора, но в настоящее время не являются нормой. Смотрит в поле. Инда очи разболелись глядючи с белой зори до ночи (А. С. Пушкин). До сих пор живет только одно слово — будучи, его использовать можно.
- А еще большая проблема с деепричастиями на -я, -а:
бежа изо всех сил (М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой)
вяжа кофту, жмя твою руку, жря любую пищу (В. Маяковский)
лия горькие слезы, мажа хлеб маслом, могя это сделать, чеша себе волосы (Л. Н. Толстой)
Все эти деепричастия — отголоски старой грамматической школы. Еще раз! Использовать их можно только, как стилистический прием.
А теперь мы затронем вторую причину, почему авторы не ладят с деепричастиями. Автора необходимо понимать, как деепричастия образовываются и как их правильно вставлять в предложение.
Как образовываются деепричастия? Информацию можно найти в Интернете или любом справочнике. Я очень кратко расскажу.
- Деепричастия несовершенного вида (что делают? что делает?) образовывают от основы настоящего времени глаголов с помощью суффикса -а, -я (после мягких согласных): молчат — молча, читают — читая, сидят — сидя. (М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова, Русский язык, с. 130)
Деепричастия несовершенного вида НЕ образуются:
- от глаголов на чь: беречь, мочь, стеречь, течь и пр.
- от глаголов с суффиксом -ну: сохнуть, тонуть, тянуть, гаснуть и пр.
- от глаголов, корни которых состоят их одних согласных: бить, рвать, шить, жечь и пр. (исключение: мчать — мчась)
- от глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать — пишут, хлестать — хлещут, резать — режут и пр.
- Деепричастия совершенного вида (что сделал?) образовывают от основы неопределенной формы или прошедшего времени с помощью суффиксов -в, -вши, -ши: прочитать — прочитав, опустить — опустив, наткнуться — наткнувшись, запереть — заперши. От некоторых глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а (-я): пройти — пройдя, увести — уведя. (Светлышева В. Н. Русский язык, справочник, 2007, с.135)
Ладно! С грамматикой разобрались. А теперь про то, как вставить ДО в предложение так, чтобы не наделать ошибок. Вот здесь и начинается самое интересное!
Что нужно знать?
Главное правильно ДО! ДО — это всегда добавочное действие. В предложении должен быть субъект. Этот субъект совершает действие (выражено глаголом) + этот же объект совершает добавочное действие (деепричастие). Глагол и деепричастие должны относиться к одному субъекту действия, т. е. действие должно осуществлять одно и то же лицо.
Пример:
Участники творческого коллектива, выступая на различных концертах, совершенствуют свое мастерство.
Объект — участники
Действие — совершенствуют
Добавочное действие — выступая. (Участники совершенствуют (что делая?), выступая)
Зайдя в комнату, свет погас.
Объект — свет
Действие — погас
Добавочное действие — зайдя (свет погас (что делая?) зайдя). И вроде бы понятно, что свет не может зайти в комнату, но писатели часто именно так и пишут.
Грубое нарушение нормы происходит, когда:
- деепричастие и глагольное сказуемое относятся к разным субъектам действия: Стоя у перрона, ее глаза были полны грусти и слез. Глаза стояли у перрона?
Читая пьесу, перед нами проходит жизнь одного из провинциальных городов старой России. Жизнь читает пьесу?
И здесь опять вернемся к примерам из классики:
В нескольких шагах от кондитерской, поворотя от нее направо, есть переулок (Ф. М. Достоевский);
Нынче, увидев ее мельком, она показалась ему еще прекраснее (Л. Н. Толстой);
Проезжая знакомую березовую рощу, у меня голова закружилась. (И. С. Тургенев).
Подобное использование деепричастий в современном русском языке считается нарушением нормы.
- ДО включают в пассивную конструкцию: Пролетая над материком, космонавту отчетливо были видны города, реки, пашни. (Правильно: Пролетая... космонавт видел….). Двигая валик, лак равномерно распределяется по поверхности (Правильно: При движении валика лак….)
- ДО не употребляется в безличном предложении: Проводив друга, мне стало грустно. Здесь нет субъекта, только состояние. Правильно: проводив друга, мне стало грустно.
Но! Безличное предложение с ДО дружат, если основное действие составлено по схеме: глагол в неопределенной форме + модальное слово (нужно, следует, можно и пр.): Создавая произведение, следует стремиться, чтобы…. Глядя на его поведение, можно было подумать…. - ДО не должно указывать на дополнительное действие по отношению к отглагольному существительному: Зубы змеи служат для удержания яйца, не раздавливая скорлупу…. “Удержания” — это отглагольное существительное. Правильно: Зубы змеи удерживают яйцо, не раздавливая скорлупу… или Зубы змеи позволяют удерживать яйцо…
- ДО не должно указывать на дополнительное действие по отношению к причастию: Шахтер, рискуя жизнью спасший (причастие) шахту от катастрофы, стал писателем. Правильно: Шахтер, который, рискуя жизнью, спас шахту….
- ДО не должен относится в разным субъектам действиям и разным глаголам. Это порождает двусмысленность. Он просит вас подождать, не теряя надежды (он просит, не теряя надежды или подождать, не теряя надежды?) В этом случае следовало написать: Не теряя надежды, он просит…. Или: Подождать, не теряя надежды, — вот о чем он просит вас.
- деепричастия должны принадлежать одной видовой форме и одному времени. Определив эти величины и измеряя силу тяжести на различных широтах, выводим формулу. Определив — деепричастие совершенного вида и прошедшего времени, а измеряя — деепричастие несовершенного вида и настоящего времени. Правильно: Определив и измерив. (Все примеры и правила взяты из учебника И. Голуб, Стилистика русского языка, с. 463)
- деепричастие не могут относиться к будущему времени. Ошибкой будет, если написать: Вымыв посуду, я иду гулять. Правильно: Вымыв посуду, я пошел гулять (ДО и глагол стоят в прошедшем времени).
И на закуску:
Деепричастия пишутся с отрицательной частицей НЕ раздельно, кроме случаев, когда деепричастие не употребляется без НЕ.
Например: недоумевая, негодуя, ненавидя.
ДО практически всегда обособляется (т.е. ставятся запятые). Исключение: ДО представляет собой фразеологизм. Он работал не покладая рук. Дети слушали затаив дыхание.
Что же делать писателям, которые очень любят ДО, но не знают, правильно ли их используют? Попробуйте начать с простого. Одно деепричастие на одно предложение. Не два или три деепричастных оборота на одно предложение, а только одно. Не утяжеляйте предложения. Научитесь сначала писать просто, а потом усложняйте, добавляйте движения вашим текстам.
А теперь практика. Задание взяла из учебника “Занимательная стилистика” И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь.
Заключенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение.
- Образец: Левинсон постоял немного и зашагал еще быстрее (вслушиваясь в темноту; улыбнувшись про себя). — Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее (А.Фадеев).
1. Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты (дав нужные указания сестре).
2. Сквозь стекло окон в комнату пробивались лунные лучи (освещая ее неярким светом).
3. Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны (по пути изучая различные горные породы; достигнув перевала).
4. Женщина вошла в комнату с маленьким ребенком и стала его раздевать (ведя его за руку; посадив на стул).
5. Через несколько минут всадники мчались уже по дороге (быстро вскочив на лошадей; поднимая густую серую пыль).
6. Вечером и утром юноша думал все об одном и том же (ложась в постель, вставая на рассвете).
7. Охотник задержался немного, а затем уверенно зашагал по направлению к небольшому озеру (всматриваясь в темноту леса; заметив что-то интересное).
8. Старик остановился и оглянулся (пройдя несколько шагов; словно дожидаясь кого-то).
9. За деревней тянулся дремучий лес, где столетние сосны плотно прижимались друг к другу (окружая ее полукольцом, напоминая собой сказочных великанов).
10. Мой собеседник зажег свечу и продолжал свой рассказ (достав из кармана спички; отпив немного воды из кружки).
Желаю всем авторам подружиться с деепричастиями!
#деепричастия #деепричастныйоборот #редактор #писателям #ошибкиписателей