Найти тему
Рабочая Балахна

БАЛАХНИНСКИЙ ЗАМОК

10 марта в России отмечают День архивов. В прошлом году в канун этого праздника на страницах нашей газеты была опубликована статья Вячеслава Захарова «Балахнинский замок», в которой рассказывалось об истории строительства в конце XIX века Балахнинской тюрьмы. В настоящее время в этом здании располагается государственный архив г. Балахны, оно хорошо известно местным жителям.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию продолжение этой темы – о том, что представляла собой городская тюрьма в советское время.

В советское время к Балахнинской тюрьме (№3 УНКВД по Горьковской области, затем – №2 МВД/УМВД Горьковской области) были прикреплены Балахнинский, Городецкий и Чкаловский районы. Рассчитана она была на содержание 230-240 заключенных.

Внешний вид тюремного комплекса несколько изменился. С северной и южной сторон над оградой были оборудованы две деревянные сторожевые вышки с прожекторами. Связь часовых с дежурным помощником начальника тюрьмы осуществлялась при помощи двухсторонней звонковой сигнализации. Входы на вышки были устроены с наружной стороны ограды. Сам периметр комплекса с внешней стороны, за исключением фронтальной, опоясала колючая проволока. Ей же была обнесена и внутренняя запретная зона.

Перед воротами в первую (основную) тюремную зону располагалась небольшая каменная утепленная привратка №1. Первоначально ее использовали и для приема передач заключенным. Еще один пост оборудовали утепленной рубленой привраткой №2, которая находилась за пределами ограды со стороны ул. Полевой (ныне ул. Рязанова). Несколько позднее комнату для приема передач перенесли сюда. Помещение для свиданий заключенных с родственниками на одно место находилось здесь же. Причем входы для заключенных и родственников были отдельными, разделяла их во время встречи и металлическая решетка.

Внутри тюремной ограды располагался прогулочный двор, переоборудованный к 50-м годам из открытого в двор закрытого типа, т.е. обнесенный оградой, с закрытыми на замки дверьми.

Вокруг зданий тюремного комплекса на территории хозяйственного двора, который занимал площадь в три раза больше, чем сам режимный двор (6500 кв. м и 1710 кв. м соответственно), разместились многочисленные хозяйственные и жилые постройки. Здесь находились продуктовый склад с ледником, материальный склад, засолочная, овощехранилище, бензохранилище, кузница, конюшня, автогараж, вольер для служебных собак, тир, пожарный сарай, хозрасчетная столовая с Ленинским уголком, общежитие, жилой дом личного состава. Кстати, несколько жилых домов с хозяйственными постройками, также принадлежавшие тюремному учреждению, находились на ул. Ленина и Энгельса.

В одноэтажном административном корпусе были оборудованы три камеры для заключенных. Рядом с ними находился кабинет дежурного помощника начальника тюрьмы. В нем были обустроены три кабины (бокса) для приема заключенных и проведения их личного обыска, а также комната для хранения оружия. Поскольку отдельного помещения для развода смен надзорсостава не имелось, развод производился в кабинете дежурного помощника начальника тюрьмы. Кладовая как бы отделяла эти помещения от финчасти, оперчасти, канцелярии, кабинетов секретаря и начальника тюрьмы. Сюда был сделан отдельный вход со стороны улицы.

Количество камер в корпусах №1 и №2 не было постоянным. В середине 40-х годов их насчитывалось 28 – 15 общих и 13 одиночных. Причем из общего числа 15 камер имели деревянные полы, остальные – асфальтовые. В карцере пол был земляным. К 1950 году количество камер сократилось до 21 – 9 общих и 12 одиночных. Для содержания осужденных к 15-25 годам лишения свободы в тюрьме оборудовали шесть специальных камер, а вот отдельных помещений для содержания приговоренных к высшей мере наказания – смертной казни – не имелось. Такие заключенные содержались в общих камерах.

Охрана тюрьмы осуществлялась надзирательным составом. Для этого имелось три внутренних поста у камер и четыре наружных поста, в том числе два на вышках и два у ворот. Внутри самих корпусов изменения были незначительными. Как и прежде, двери камер и коридоров были оборудованы накладными коробчатыми замками тюремного типа. Кроме того, каждая дверь камеры имела засов, запирающийся висячим замком. Форточки для подачи пищи заключенным были оборудованы замками вагонного типа.

В 11 камерах из 28 имелся инвентарь – 105 передвижных железных коек. Были ли они одно- или двухъярусными, в документах не сообщается. Известных по художественным фильмам нар в камерах не было, так что если число заключенных превышало количество «койко-мест», ими приходилось делиться. Некогда царская забота о заключенных (вспомним, что изначально тюремный замок был рассчитан на содержание 60 человек с большим количеством удобных одиночных камер) в советское время сыграла с ними злую шутку, поскольку камеры были просто переполнены. Так, например, во втором тюремном корпусе пять одиночных камер были переоборудованы в общие.

Все хозяйственные помещения по-прежнему располагались в тюремном корпусе №2. Правое крыло первого этажа занимали заготовочная, хлеборезка (хлебопекарня к этому времени уже отсутствовала), мойка и варочный зал с чугунными котлами. Когда в 1956 году здания были переданы Центральному архиву погранвойск КГБ СССР, в этих помещениях была организована столовая. В настоящее время – хранилище фондов Балахнинского архива.

На втором этаже правого крыла две камеры были переоборудованы под санчасть – по четыре койки в каждой камере-палате. Здесь же располагались кабинет врача и амбулатория. Однако при заболеваниях заключенные направлялись в областную тюремную больницу в г. Горький.

На обоих этажах левого крыла тюремного корпуса №2 находились камеры для заключенных и кабинеты следователей.

Тюремное отопление в начале 50-х годов все еще оставалось печным, хотя уже давно было проведено электроосвещение, появились водопровод и канализация. Последняя была оборудована выгребами. Банные воды отводились по дощатому желобу в болото, находившееся на месте нынешнего пассажирского автотранспортного предприятия. Между раздевалкой и отдельным помещением для одевания была установлена жаровая дезинфекционная камера для одежды. В тюрьме имелся свой телефонный коммутатор на 20 номеров.

До 50-х годов тюремное учреждение развивало подсобное хозяйство, которое располагалось на трех участках: участок №1 находился на острове р. Волги в трех километрах от тюрьмы; участок №2 – в д. Кубенцево и самый дальний участок №3 – в колхозе «ВЧК».

В двух камерах тюремного корпуса №2 имелись сапожная и портновская мастерские.

Вячеслав ЗАХАРОВ, ведущий архивист ГАНО, г. Балахна

(По материалам ГАНО, г. Балахна)