Регистрация товарного знака (в обиходе его еще называют бренд, логотип, торговая марка) – важный шаг для защиты вашего бизнеса. Однако многие бизнесмены задаются вопросом о стоимости этого процесса.
Давайте разберемся, сколько стоит зарегистрировать товарный знак в России и что важно об этом знать.
Процесс регистрации:
Прежде чем рассматривать стоимость регистрации товарного знака, важно понимать процесс. В России товарный знак можно зарегистрировать в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (сокращенно – Роспатент). Для этого необходимо подать заявку, провести экспертизу на возможные коллизии с уже существующими заявками и знаками и, в случае успеха, получить свидетельство о регистрации.
Стоимость:
Стоимость регистрации товарного знака состоит из двух составляющих:
1) государственных пошлин;
2) расходов на оплату услуг представителей (юристов, патентных поверенных), специализирующихся на регистрации товарных знаков.
Госпошлины:
Размер госпошлин зависит от количества выбранных классов МКТУ, в отношении которых планируется регистрация товарного знака.
МКТУ (Международная классификация товаров и услуг) – это, по сути, сборник, в котором собраны все существующие в мире товары и услуги и распределены в 45 классов. Поэтому при подаче заявки на регистрацию товарного знака нужно выбрать те классы товаров и услуг, в которых будет использоваться ваш товарный знак.
Пошлины оплачиваются в два этапа – на этапе подачи заявки и на этапе регистрации товарного знака.
Если заявка подается в электронном виде, то предоставляется скидка в размере 30% на оплату пошлин.
Размер пошлин на этапе подачи заявки:
Таким образом, если при подаче заявки вы выберете от 1 до 10 классов МКТУ, то на этапе подачи заявки вам нужно будет оплатить пошлину от 10 500 руб. до 29 750 руб.
Размер пошлин на этапе регистрации товарного знака:
Таким образом, если на этапе подачи заявки было выбрано от 1 до 10 классов МКТУ, то на этапе регистрации товарного знака вам нужно будет оплатить еще от 12 600 руб. до 16 100 руб.
Как видно, пошлины не маленькие, поэтому важно осуществить грамотный подбор только самых необходимых классов МКТУ.
Расходы на оплату услуг представителей:
Технически процесс подачи заявки на регистрацию товарного знака довольно прост, поскольку можно на сайте ФИПС (https://www1.fips.ru/) или на портале госуслуг за 10-15 минут заполнить и отправить заявку.
Однако ключевая проблема в том, что в законодательстве закреплено больше 20 оснований для отказа в регистрации товарного знака.
При этом самая распространенная причина отказа в регистрации – это близкое сходство подаваемого на регистрацию обозначения с более ранними заявками и товарными знаками. А поскольку в России зарегистрировано уже более 800 000 обозначений, то вероятность того, что ваше обозначение будет похоже на чье-то еще, довольно высока.
Поэтому без помощи представителя (юриста, патентного поверенного), который сможет оценить перспективы по вашему знаку, риск получить отказ крайне велик.
Сопровождать регистрацию товарного знака могут как патентные поверенные (это специалисты, аттестованные Роспатентом), так и иные представители (как правило, это юристы, специализирующиеся в области права интеллектуальной собственности).
Стоимость услуг патентных поверенных (патентных компаний, в которых они работают) обычно сильно выше, чем у обычных юристов.
Например, более-менее лояльный прайс патентной компании представлен в таблице ниже:
Как видно из указанного прайс-листа, минимальная стоимость услуг бесконфликтной регистрации товарного знака составит 24 500 руб. (где: 7 500 руб. (1 проверка) + 12 000 (подача заявки) + 5 000 руб. (получение свидетельства) = 24 500 руб.).
Если же будет предварительный отказ в регистрации, то за подачу ответа на уведомление Роспатента нужно будет дополнительно заплатить от 10 000 до 20 000 руб. А если ответ не поможет и будет принято решение об отказе в регистрации, то для обжалования этого решения в Палате по патентным спорам (сокращенно – ППС) нужно будет заплатить еще от 40 000 руб.
Таким образом, если что-то пойдет не так, услуги патентной компании могут обойтись уже в общей сложности в районе 84 000 руб. (где: 7 500 руб. (1 проверка) + 12 000 (подача заявки) + 20 000 руб. (ответ на уведомление Роспатента) + 40 000 (обжалование решения в ППС) + 5 000 руб. (получение свидетельства) = 84 000 руб.).
В этой связи, в качестве альтернативы можно рассмотреть услуги юристов, специализирующих в области права интеллектуальной собственности.
Как правило, их услуги стоят значительно ниже, поэтому вы в итоге получаете тот же результат, но по более адекватной цене.
Например, я специализируюсь в интеллектуальной собственности с 2012г. За это время проработал в коллегии адвокатов, кино- и музыкальной индустрии, IT-сфере, патентном бюро, где занимался регистрацией и защитой как товарных знаков, так и иных объектов интеллектуальной собственности.
За время работы в этой сфере я выработал гибкую ценовую политику, которая комфортна как мне, так и моим клиентам.
Например, я могу предложить своим клиентам услуги по следующим ценам:
Стоимость разовых услуг:
- Полная проверка товарного знака на уникальность по закрытым базам Роспатента - 5 500 руб.;
- Подача заявки в Роспатент о регистрации товарного знака - 10 000 руб.;
- Подготовка ответа на уведомление Роспатента о предварительном отказе – от 10 000 руб.;
- Подача возражения в Палату по патентным спорам - от 15 000 руб.
Стоимость пакетного предложения «Регистрация товарного знака под ключ» - 29 900 руб., что сюда входит:
- до 5 полных проверок (т.е. можно проверить 5 обозначений и выбрать самое перспективное для регистрации);
- подготовка и подача заявки;
- полное ведение делопроизводства: ответы на все запросы и уведомления Роспатента;
- ведение переговоров и запрос писем-согласий от правообладателей противопоставленных обозначений;
- если вынесено отказное решение, подача возражения в Палату по патентным спорам для оспаривания решения;
- если вынесено отказанное решение по результатам рассмотрения возражения в Палате по патентным спорам, переподача нового обозначения.
Таким образом, за 29 900 руб. вы гарантированно уйдете с зарегистрированным товарным знаком.
Вывод:
Зарегистрировать товарный знак в России – важный шаг для защиты своего бизнеса и предотвращения возможных споров.
Этот процесс требует определенных затрат, поэтому при выборе исполнителя важно провести детальный анализ цен и услуг каждого специалиста или компании, чтобы выбрать оптимальное решение, соответствующее вашим потребностям и бюджету.