Найти тему
Морские вести России

«Арктик СПГ-2» в санкционном капкане: газ есть, возить нечем

«Мы приняли решение ввести новые санкции против проекта «Арктик СПГ-2» — одного из главных проектов «НОВАТЭКа» — и структур, задействованных в нем. Наша цель — убить этот проект», - заявил помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт в ноябре прошлого года.

Задушить проект «в зародыше» американцы не смогли. Первая производственная линия по выпуску сжиженного природного газа (СПГ) была достроена и доставлена к месторождению на полуострове Гыдан на Ямале в августе. А в декабре получена первая партия СПГ.

Планировалось, что уже в январе 2024 года она будет отгружена на газовоз ледового класса Arc7, который по Северному морскому пути доставит ее к одному из плавучих газовых хранилищ (ПХГ) «Саам» и «Коряк», что ранее были установлены в Мурманске и на Камчатке. Отсюда голубое топливо смогли бы забирать обычные танкеры.

Однако серьезно» ранить «НОВАТЭК» у американцев все же получилось. В сентябре прошлого года зампред правления холдинга Евгений Амбросов заявлял, что в 2023 году ожидается получение двух арктических газовозов, а в 2024 году еще девяти. На сегодняшний день не введен в работу ни один.

Рендер трех производственных линий по выпуску СПГ (с) ООО «Арктик СПГ 2»
Рендер трех производственных линий по выпуску СПГ (с) ООО «Арктик СПГ 2»

Ноль из 21

По оценке председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Леонида Михельсона, потребность СПГ-проектов во флоте определяется по простой формуле: миллион тонн сжиженного газа на один танкер в год.

Для обеспечения вывоза с изначально планируемых в рамках проекта трех технологических линий «Арктик СПГ-2» с мощностью производства по 6,6 млн тонн СПГ в год каждая, плюс порядка 1,4-1,6 млн тонн в год нефтегазового конденсата необходима флотилия из 21 газовоза.

Заказ на строительство 15 таких судов был размещен на отечественном судостроительном комплексе (ССК) «Звезда»; еще шести, по три для российской компании «Совкомфлот» и японской Mitsui O.S.K. Lines (MOL) - на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME, чьи активы позже перешли Hanhwa Ocean Group).

Рассмотрим судьбу судов, которые планировалось ввести в эксплуатацию.

Флотилия заказанных для обслуживания «Арктик СПГ-2» газовозов ледового класса Arc7
Флотилия заказанных для обслуживания «Арктик СПГ-2» газовозов ледового класса Arc7

Заказы у корейских «партнеров»

Газовозы «Петр Капица», «Лев Ландау» и «Жорес Алферов» изначально строились на DSME по заказу «Совкомфлота», но в 2022 году Hanwha Ocean разорвала контракт из-за сложностей с проведением платежей.

Контракт перевели на кипрские Elixon Shipping, Azoria Shipping и Glorina Shipping, которые, как утверждает Управление по контролю за иностранными активами США, являются «дочками» «Совкомфлота». Все они 23 февраля 2024 года были внесены в санкционный SDN-лист, и корейцы прервали контакты с ними.

По сообщениям СМИ, 12 февраля владельцем «Петра Капицы» стала дубайская New Transshipment FZE. Является ли она компанией, как-либо связанной с россиянами - неясно. Два других судна остаются в собственности верфи, перспективы их эксплуатации также туманны.

«Петр Капица» на верфи DSME. Фото (c) V. Tonic / marinetraffic.com
«Петр Капица» на верфи DSME. Фото (c) V. Tonic / marinetraffic.com

Еще три судна DSME должны построить по заказу MOL, которая поставляла бы газ из Арктики в Японию по заказу консорциума Japan Arctic LNG, владеющего 10% акций «Арктик СПГ-2». Таким образом «Илью Мечникова», «Николая Семенова» и «Николая Басова» можно было бы использовать для вывоза СПГ, если бы не две проблемы.

Первая - DSME из-за долгов и забастовок рабочих затягивает их сдачу. К тому же, Hanwha Ocean, судя по последним новостям их пресс-службы, больше заинтересованы в строительстве военно-морского флота для НАТО, чем в танкерах для проекта опальной России.

Вторая - сам «Арктик СПГ-2» тоже находится под санкциями США, из-за чего MOL не может фрахтовать газовозы для проекта. Компания планирует продать их оператору проекта, но не уверена, что сможет это сделать, говорил в интервью Bloomberg глава компании Такэси Хасимото.

«Если мы не сможем предоставить услуги "Арктик СПГ-2", мы должны продать наше судно "Арктик СПГ-2". Однако есть ограничения, согласно которым нам не следует заключать такую сделку. Так что это немного сложно»,— пояснял он.

Своими силами

В мае 2022 года председатель правления компании «Новатэк» Леонид Михельсон сообщал, что ввести в эксплуатацию головной отечественный газовоз ледового класса Arc7, построенный на дальневосточной верфи «Звезда», планируется в марте 2023 года.

Иллюстрация: ПАО «Новатэк»
Иллюстрация: ПАО «Новатэк»

Однако в сентябре прошлого года при участии президента РФ состоялась… церемония имянаречения данного танкера, который назвали «Алексей Косыгин».

В настоящее время судостроительный комплекс «Звезда» спустил на воду три танкера для «Арктик СПГ-2»: «Алексей Косыгин», «Петр Столыпин» и «Сергей Витте». Еще на двух ведутся работы по сборке корпусов. Большая часть оборудования для них была поставлена южнокорейской Samsung Heavy Industries (SHI).

Отличительной особенностью данных судов является наличие системы хранения СПГ мембранного типа Mark III, лицензию на строительство которых судоверфь получила, пройдя аудит французской инжиниринговой компании Gaztransport & Technigaz (GTT).

Однако, как отмечал в декабре 2023 года глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев в ходе форума «Арктические проекты: сегодня и завтра», GTT выдала лицензии на оборудование только для двух судов: «Алексея Косыгина» и «Сергея Витте». После же компания отказалась работать со «Звездой» из-за попадания последней под санкции.

Вероятно, ССК все же сможет достроить два этих судна и ввести в эксплуатацию в этом или следующем году.

Судьба же остальных 10 газовозов, заказанных «Совкомфлотом», связана с необходимостью замены ряда ключевых узлов, агрегатов и систем от главных двигателей до мембранных покрытий газовых танков на продукцию отечественной разработки или т.н. параллельного импорта при условии, что подобные поставки вообще удастся организовать в нужных объемах. SHI отказалась от поставок 26 декабря прошлого года.

Ситуация безвыходная?

Очевидно, что вывезти 6,6 млн тонн, которые способен произвести «Арктик СПГ 2» в настоящее время, в этом году у «НОВАТЭКа» вряд ли получится. А ведь в начале 2025 года планировалось запустить вторую линию, которую сейчас активно строят в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманске.

Помимо этого, отечественный газовый холдинг ранее заключил долгосрочные контракты на поставку газа с китайскими компаниями Shenergy Group и Zheijang Energy, а также испанской Repsol, но пришлось объявить форс-мажор в связи с невозможностью поставок в оговоренные сроки. Продавать таким образом СПГ с проекта, находящемся в SDN-листе, вероятно, не получится.

«Отрывать» газовозы класса Arc7 с соседнего «Ямал СПГ» также не получится - там организовано четкое расписание вывоза. К тому же из 15 задействованных там судов, 14 - иностранные и только «Кристоф де Маржери» находится под управлением «Совкомфлота».

«Кристоф де Маржери», построенный DSME для проекта «Ямал СПГ» в 2017 году (с) фото пресс-службы «Совкомфлота»
«Кристоф де Маржери», построенный DSME для проекта «Ямал СПГ» в 2017 году (с) фото пресс-службы «Совкомфлота»

Простой мощностей и проблемы с реализацией СПГ несомненно приведут к масштабным убыткам. Тем не менее, озираясь на ситуацию с неработающим «потолком цен» на российские нефть и нефтепродукты, можно полагать, что «НОВАТЭК» найдет выход из санкционного «капкана».

На спотовом рынке у российского газа наверняка найдутся покупатели в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и глобального Юга. В период летне-осенней навигации на Северном морском пути, приблизительно с 1 июля по 15 ноября вывозить газ сможет «теневой флот» - суда без ледового класса, чье происхождение и принадлежность скроют от «западных глаз».

В другое время года эти танкеры смогут получать СПГ с газовых хранилищ «Саам» и «Коряк». Но кто же доставит туда ценный груз?

Обходными путями можно к работе привлечь три газовоза, которые достраивает DSME для японской MOL.

«Если исходить из того, что газовозы класса Arc7 в этом мире вообще никому не нужны, кроме «НОВАТЕКа» (из-за большого веса усиленного корпуса и значительного расхода топлива - прим. ред.), я так предполагаю и надеюсь, что будет организована простая схема. Вот MOL - это японская компания. Некое юрлицо возьмет и приобретёт газовозы, заключит договор долгосрочного фрахта. Ну как тот же самый MOL заключил с «НОВАТЕКом». И три судна можно будет привлечь», - отмечал в декабре глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев.

Вероятно, по такой же схеме могут быть введены в эксплуатацию «совкомфлотовские» «Петр Капица», «Лев Ландау» и «Жорес Алферов», уже построенные корейцами.

Скорее всего, ССК «Звезда» сможет ввести в эксплуатацию «Алексея Косыгина» и «Сергея Витте» в этом или следующем году. Но что делать с остальными 13 танкерами? Где взять высокотехнологичное оборудование и материалы для них, находясь под гнетом санкций?

Ну, конечно же, Китай

Как отмечалось в статье «"Арктик СПГ-2": в поисках выхода из транспортного тупика» (газета «Морские вести России» №2 за 2024 год), на рубеже 2000-х японские и южнокорейские корабелы легкомысленно предполагали, что первый газовоз Китаю удастся построить не ранее чем через 20 лет.

Между тем уже в 2008 году со стапелей шанхайской верфи Hudong-Zhonghua («дочки» Китайской государственной судостроительной корпорации – CSSC) сошел танкер LNG Dapeng Sun дедвейтом 83 тыс. тонн, рассчитанный на прием до 147 200 куб. м. СПГ. И хотя после чуть более года эксплуатации судно пришлось поставить в длительный ремонт для исправления многочисленных неполадок, оно оказалось достаточно удачной первой ласточкой, которая исправно перевозит голубое топливо и до сих пор.

Танкер LNG Dapeng Sun. Фото с сайта aukevisser.nl
Танкер LNG Dapeng Sun. Фото с сайта aukevisser.nl

Более того, полученный опыт и отлаженное в соответствии с его уроками производство позволили китайцам в кратчайшие сроки не только наладить динамичные поставки газовозов для нужд национальных операторов, но и уверенно выйти с их предложением на внешние рынки.

В результате по итогам 2022-го верфям Поднебесной удалось заключить контракты на сооружение 55 СПГ-танкеров и 49 из них оказались в портфеле новостроя CSSC – то есть почти трети всех судов подобного типа, заказанных на мировом рынке. Таким образом, Китай начал не спеша, но уверенно осваивать одну из наиболее технологичных ниш транспортного судостроения, которая еще до недавнего времени считалась монопольным владением Южной Кореи и Японии.

В декабре прошлого года стало известно о заключении соглашения о стратегическом сотрудничестве лидера китайского судостроения – корпорации CSSC с уже известной нам GTT.

_ _ _

Итак, Китай – наш великий восточный сосед и по совместительству «старый друг» – на сегодняшний день располагает как производственными мощностями, так и всеми необходимыми компетенциями для строительства современных СПГ-танкеров, а также мощной технико-технологической поддержкой этого производства с возможностью полной локализации выпуска необходимых для него комплектующих.

Помимо этого китайские CNPC и CNOOC также владеют долей акций «Арктик СПГ-2» могут рассчитывать на 20%-ную долю продукции «Арктик СПГ-2», то есть на 1,32 млн тонн в год только с первой очереди и почти на 4 млн тонн в год при запуске всех трех линий проекта. А Shenergy Group и Zheijang Energy, которые не смогли получить газ по долгосрочным контрактам, наверняка, все также в нем заинтересованы.

Hanhwa Ocean и MOL, очевидно, должны быть заинтересованы в том, чтобы тем или иным образом избавиться от простаивающих танкеров. А у России есть успешный опыт использования «теневого флота».

Уравнение успеха складывается само собой, нужно лишь не затягивать с его решением.

Сергей АЛЕКСЕЕВ

_ _ _

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить наши статьи и новости о морском и речном транспорте!