Найти тему
В некотором царстве

Панчатантра

-2

Сюжетная канва про змею и мангуста взята из 5 книги Pañcatantra.

«Панчатантра» — это памятник санскритской повествовательной прозы, в основном III—IV в н. э. (но, разумеется, имеет более давние фольклорные истоки). Пятая книга «Опрометчивые деяния» содержит 11 рассказов, преимущественно на тему дипломатии.

В письме к американскому писателю Эдварду Хейлу Киплинг писал:

По-настоящему увлекательные истории те, в которых Бодхисат рассказывает о своих предыдущих воплощениях, заканчивающихся всегда красивой моралью. Большинство местных охотников в Индии сегодня думают в значительной степени согласно животным, и я открыто «содрал» их рассказы.

-3

Книга V. Безрассудные поступки
Рассказ первый

Жил в одном селении брахман по имени Девашарман, жена которого родила сына и ихневмона (это египетский мангуст). И любя детей, она наравне с сыном ухаживала и за ихневмоном: кормила его грудью, умащивала, купала и всячески заботилась о нем. Но, несмотря на это, она думала: «Из-за своей злой природы он может причинить зло моему сыну» и не доверяла ихневмону. Хорошо ведь, говорится:
Какой бы ни был сын плохой, распутный, невоспитанный, |
Злой, глупый и уродливый — он все же сердце радует.

-4

И однажды она заботливо уложила сына в постель, взяла кувшин для воды и сказала супругу: «О учитель! Я пойду за водой. Охраняй сына от ихневмона». А когда она ушла, брахман оставил дом пустым и сам пошел куда-то за милостыней.

Между тем черный змей вылез из норы и по воле судьбы подполз к ложу мальчика. Тогда ихневмон, почуяв в нем своего природного врага и беспокоясь за жизнь своего брата, бросился между ними, вступил со злым змеем в сражение и, разорвав его на куски, далеко разбросал их. И затем, радуясь своей отваге, с залитым кровью ртом он вышел навстречу матери, чтобы та узнала о его поступке. А мать его, видя, что он подходит сильно возбужденный и что рот его увлажнен кровью, подумала с обеспокоенным сердцем: «Должно быть, этот злодей съел моего младенца» и, не размышляя, в гневе бросила в него кувшин с водой.

Когда же, не обращая внимания на ихневмона, сразу лишившегося жизни от удара кувшином, она пришла к себе домой, то ребенок лежал на своем месте, а около ложа она увидела большого черного змея, разорванного на куски. Тогда, скорбя сердцем из-за безрассудного убийства сына-благодетеля, она стала бить себя в голову, грудь и другие места.

Между тем, когда брахман, побродив и получив в одном месте пену от вареного риса, вернулся, то увидел, как сетует брахманка, пораженная скорбью по сыну: «Увы, увы! Полный жадности ты не послушался моих слов. Вкушай же теперь горький плод от древа твоих злых поступков — смерть сына. Впрочем, так ведь и бывает с теми, кто ослеплен чрезмерной жадностью. Сказано ведь:

Желаний всех не подавляй, не будь и жадным чересчур.
На голове у жадного бывает сверху колесо».

Брахман спросил: «Как это?» Брахманка рассказала: ..........

(Дальше идет рассказ второй и все одиннадцать переходят друг в друга, переплетаются, заканчивают повествование в следующих историях и так далее)

-5