Найти тему
Древний мир

Почему независимо от континента и времени, основная масса людей обречена жить на уровне удовлетворения своих базовых потребностей

Собственно, сложно отрицать, то, что современная история аккумулирует всё, что мы знаем о прошлом. Но не правы те, кто считает, что мы ничего не знаем о прошлом.

Однако есть у неё и обратная сторона, так как эта наука развивалась главным образом в Европе: большинство периодизаций, концепций построены на основе собственной истории, то есть в первую очередь на источниках Древней Греции, Рима и возникших на их территориях государств. А европейский античный мир по сравнению с Ближним Востоком, Азией, американскими континентами - это достаточно своеобразное явление.

В 1330-х годах итальянский поэт Франческо Петрарка разделил историю на античную и новую, естественно, понимая под новой то, что мы сейчас считаем средневековьем, то есть период после падения Рима в V веке.

Франческо Петрарка
Франческо Петрарка

Хотя раньше также конец античного мира связывали с разделением Римской империи на Западную и Восточную в 395 году. Термин "Средние века" оформился в X веке, первым его употребил Флавио Бьондо. Однако главное, что стоит понимать: разделение мира на античный и средневековый касалось главным образом истории Европы.

Средние века обычно ассоциируются с феодализмом и трудом крестьян. Но даже в Древнем Египте для контроля своих земель фараон наделял владением наместников - номархов, которые по сути были чиновниками, но при любом удачном случае пытались укрепить собственную власть в регионе.

Номархи в определённой степени превращались в настоящую земледельческую аристократию, которая к периоду Среднего царства уже не назначалась на должность фараоном, а передавала свой титул по наследству.

Попытка подвести Древний Египет под понятие феодализма кажется безумием, однако, когда говорят о Средневековье в Китае, Корее и Вьетнаме, назначенные на должности чиновники - гуаньчжэны, существовавшие ещё с первого тысячелетия до нашей эры, у некоторых авторов становятся феодалами.

Порой исследователи усматривают феодализм в китайской системе фэньцзянь, возникшей за тысячу лет до нашей эры, другие связывают начало средневековья в Китае со II веком нашей эры и падением империи Хань. Одно можно сказать точно: история Китая, и не только Китая, знала, как периоды децентрализации, некоторой раздробленности, так и жёсткой централизации.

-2

То же можно проследить в Европе, где под конец средневековья и в начале нового времени сословную монархию сменяет абсолютная, то есть правители с неограниченной властью. И по большому счёту европейские аграрные государства пришли к модели, которая была присуща другим государствам в разных частях мира с незапамятных времён.

Однако в классическом и позднем Средневековье активно развиваются, как правило, достаточно самостоятельные города, в них формируется прослойка состоятельных людей, мануфактурщиков, которых в какой-то степени можно назвать капиталистами, и экономика ускользает из рук абсолютных монархов, которых впоследствии отправят на гильотины.

Но исторически, какой бы мы ни брали континент, производящее хозяйство и аграрная экономика приводили к одной и той же картине: люди, как и многие приматы, выстраивали иерархическую пирамиду, на вершине которой чаще всего стоял правитель, но порой большую роль играла аристократия.

-3

Основная же масса населения, и не столь важно, крестьяне это или нет, находились на уровне удовлетворения своих базовых потребностей, отправляя всё или почти всё сверх необходимого для выживания на верхние этажи пирамиды, обсуждая при этом, кто виноват во всех их бедах: условные бояре, царь или какие-то басурмане.

Редкие исключения, эксперименты с политическим строем начинались там, где удавалось освободиться от аграрной направленности и получить сельскохозяйственные продукты извне за счёт той или иной экспансии.

Нельзя не вспомнить эпоху географических открытий и сопутствующее Новое время, когда самая масштабная экспансия и возрождение рабства привели к коренным изменениям политической системы европейских государств.

Но то, что ещё Геродот называл "Восточной деспотией", было как раз обычным общемировым явлением. Собственно, иерархичность и сейчас никуда не исчезла, просто изменились критерии, и человек с огромными средствами или занимающий высокий пост может напрямую или опосредованно влиять на политические процессы в том или ином государстве, направляя их в своих интересах.

Так, в современном мире те же депутаты часто являются ставленниками крупных компаний и продвигают их интересы на законодательном уровне.