Участковый искал угонщика, а набрел на ангар, где вместо преступника обнаружил кое-что поинтереснее. Почему полиция не наведалась за высокой забор раньше? И почему один из участников расследования расстроился, что так бодр был во время учёта улик?
Ольга АНТОНОВА
Ноябрь 2019 года. В поселке Обуховец Тосненского района Ленинградской области полиция искала нелегального мигранта, угнавшего автомобиль. Сельский участковый Дмитрий Петров обходил территорию. Гаражи, перелесок, а вот и ангар на окраине поселка. Промплощадка когда-то принадлежала заводу "Большевик" (сейчас это Обуховский оборонный завод). Железные ворота заперты не были. Петров толкнул ржавые створки…
Позже он объяснит, что ничего удивительного в находке не было:
Рядовой рейд по поселку, расположенному в лесистой местности, ангар этот за высоким забором. Его перепродавали все время: внутри люди то были, то не было никого. Штатная ситуация, обычная проверка.
Ничего себе, "штатная проверка"! В ангаре, на бетонном полу, лежали горы белого порошка. Пластиковые корыта аккуратно расставлены у стеночки. Через два дня официальный представитель МВД Ирина Волк сообщит:
Обнаружено около 80 тонн ингредиентов для производства наркотических средств, более 2 тонн порошкообразного вещества, которое, по результатам исследования, признано синтетическим наркотиком альфа-PVP. Изъят сырец — полуфабрикат наркотического средства весом 5,8 тонн. По предварительным подсчетам, незаконный оборот от реализации готовых наркотических средств мог составить порядка 7 млрд рублей.
На территории ангара были обнаружены четыре промышленных миксера, один из которых — гигантского размера: более 3,5 метров в высоту и 2,5 метра в диаметре.
Балагуры "папа" и "сынок"
Двух варщиков вскоре задержали. Внутри ангара стоял резкий химический запах, но зелье "повара" готовили без респираторов. Видать, жажда наживы затмила разум. И ворота не заперли по причине затуманенных мозгов. Один из варщиков, Дима, учился в педвузе, детей воспитывал. Отличный наставник, ничего не скажешь. Второй, Сергей, сидел за разбой.
Корреспонденту kp.ru хозяин дома, расположенного по соседству с ангаром, рассказал, что общался с варщиками, не зная, кто они.
Приехали в поселок эти двое в сентябре 2019 года. Балагуры. Тот, что постарше, назвал себя "батей", на второго кивал — "сынок". Веселые они, конечно, но и рявкнуть могли. Я как-то попросил кусок фанеры, оставшийся у них от прежних хозяев, так они как зыркнут: "Нельзя! Территория под охраной!". Это я уж позже по телевизору их узнал, в криминальных хрониках. Вот так батя с сынком!
В сентябре варщики "приступили к делу", в ноябре силовики взвешивали гору наркотиков… Вот такая высокая "производительность труда"!
Главный герой этой истории от общения с журналистами категорически отказывался.
Начальство запретило разговаривать! Дайте нормально уволиться, на пенсию хочу уйти, мне месяц остался!
— просил участковый Петров.
"Карьера" оборвалась на старте
У местных история про горы порошков вызвала уйму вопросов. Почему полиция раньше не вскрыла ангар? Неужто запертые ворота и возня за ними ничем не привлекали компетентных лиц? Может, кто-то крышевал злоумышленников, а участковому о "запретной зоне" не сказали?
Однако представитель управления по расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ГСУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области эти предположения отверг:
Соучастие силовых структур можно было бы предположить, если б лаборатория действовала длительное время, жители бы жаловались на резкий химический запах, а правоохранительные органы не реагировали. Но эти-то проработали не более двух месяцев. Неотъемлемая часть производства наркотиков — запах химии, поэтому злоумышленники организуют варку в отдаленных местах: в лесу, на отшибе, в отдельно стоящих домах.
Кстати, иногда во время синтеза варщики жгут во дворе покрышки, таким образом они убивают запах. Присутствовавший в ангаре силовик рассказал журналистам о том, как его взбодрило происходившее. Точнее, находившееся внутри.
Горло першит, слезы текут, невозможно находиться! Наркотик собирали совковыми лопатами! Смеялись: обычное изъятие — 50-100 граммов. А тут изъято под тысячу объектов, назначено более трёхсот экспертиз: химических, генетических, чтобы чётко установить весь ход событий. Работали двое суток без сна, и такой адреналин! Казалось, горы могу свернуть, как в молодости! Потом, конечно, понял, какой энергетик на меня подействовал, и очень плохо было. Вот так и изнашивается организм.
Каждому своё
Приговор организаторам крупнейшей в России нарколаборатории вынесли только в марте 2023 года. Решением Ленинградского областного суда лидеру преступной группировки дали пожизненный срок. Прочим участникам назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 17 до 20 лет. Суд конфисковал у виновных пять автомобилей и 23 млн рублей.
Решение суда основано на вердикте присяжных заседателей, несколько лет рассматривавших доказательства.
Капитана полиции Дмитрия Петрова за обнаружение самой мощной нарколаборатории в России поблагодарили почетной грамотой и премией в 50 тыс. рублей. Это, конечно, не 7 миллиардов за порошок, но хоть что-то. А на пенсию деревенский детектив так и не вышел: не может расстаться с любимым делом, которому отдал 30 лет жизни. Сейчас он служит в 123-м отделе полиции города Любань Тосненского района Ленинградской области.