Это обновленная рецензия, прочтено давно, на релизе, в 2021. Многие мои разборы (почти за 4 года) остались на Livelib. Вероятно, медленно и верно, часть интересных подтяну.
Сперва ознакомился с "Переплетом" (прослушал в аудио, после чего решил, что бумажную версию второй работы прочитаю куда быстрее без выразительных томных вздохов).
Коллинз несколько исправилась — тут не так много описаний — в 3 раза меньше (В Переплете описания одной локации порой занимают 10 страниц), а повестование более активное! Но и данная история полна эстетического созерцания, тяжелой элитарной атмосферы, осенней меланхолии и сложных чувств, что отличает творчество писательницы. Минусы Переплета сюда тоже перекочевали, увы, а это — слабо прописанный и продуманный мир, который представляет собой сугубо помпезные декорации для простейшего ромфанта.
Начну с цитаты, в которой вся сверхидея и самый важный посыл:
Он не знает, зачем купил этот роман; разве что не мог придумать лучшего способа убить время.
О чем?
Опальный министр культуры некоего тоталитарного режима в Европе XX века отправлен в академию, где изучают Большую Игру. Данная “забава” охватила весь мир и стала частью жизни, культуры, науки, политики. Она представляет собой квинтэссенцию всех наук, искусств, религии, их выражения, это и шахматы, и математика, и музыка, все на свете — одновременно. Увы и ах, засим концепт заканчивается, мы не узнаем что это, как это, зачем это.
В академии герой вспоминает собственное прошлое, тайны, вновь оживают забытые чувства. Мы уходим в минувшее вместе с ним. А в настоящем — знакомится с новой преподавательницей, она ему кажется невероятно знакомой, но ведь они никогда не встречались. Мало того, он испытывает к ней влечение.
Изучив историю со стороны Лео и Клэр, мы раскроем их секреты и придем к финалу — а это развитие их отношений. Большая Игра? Какая Игра? “Сектор Приз на барабане”!
Как?
Коллинз умеет создавать атмосферные локации, но проблема в том, что в них вам не рады. Разбираться в устройстве мира предстоит самим, а он — альтернативный, мы не можем знать все то, что знает автор. Мы не видим изначальную картину. И если автор не удосуживается нам пояснить некоторые моменты, то возникает суждение — а она сама знает — что такое Большая Игра? Нет, скорее всего, и вы тоже не узнаете, но можете лишь предположить.
Начнем с повествования — оно ведется от 3-го лица и в настоящем времени, а когда герои вспоминают что-то — мы переключаемся на 3-е лицо и прошедшее время! Порой такое переключение происходит в одном предложении.
Например, но не из книги: Он подходит к окну, смотрит, теперь он вспомнил — как шел, ел, сидел и т.д.
Меня предательски коробит и невероятно переплетает от подобного. Почему? Это не сценарий, а история, рассказанная автором, уже произошедшая когда-то. Вся она. Здесь нет смысла в том, чтобы придавать ей реалистичность только что происходящего. Но поскольку прошлого тут гораздо больше, чем настоящего — это ощущение скрадывается.
Герои
Главных героев 3, приезжий министр, преподавательница и девочка Крыса, которая тайком лазает по академии, — это самостоятельный персонаж, никак не связанный с главной парой, она делает рассказ более разнообразным, а ее происхождение — результат поступков второстепенных героев из прошлого, без особой яркой интриги. С одной стороны — зачем она тогда? — с другой — чуть меньше ахов и охов главных героев.
Сперва мы знакомимся с гг — Лео Мартином — его увольняют с поста министра культуры и отправляют якобы в добровольную ссылку в ту самую академию Большой Игры в (выдуманном городе) Монвер, где он когда-то обучался, дабы продолжить изучать непонятную никому Большую Игру.
Второй персонаж — Клэр — Магистр Большой Игры, преподавательница.
Позже становится ясно, что женщин не обучают в Монвере, а она научилась игре сама, а ее приняли туда, а еще на должность магистра в качестве крайнего исключения.
Кроме прислуги — женщин в академии нет.
В чем же связь героев, о которой нам говорят в аннотации? Они не знакомы до момента приезда Лео.
Однако Клэр знает Лео опосредованно, она читала его (просто оставленные героем некогда в школе) студенческие дневники, где тот описывал абсолютно все.
Посему, даже если у Лео эти воспоминания поблекли от времени, для Клэр они очень свежи. Она знает всю его подноготную, даже если не особо интересовалась дальнейшей политической карьерой.
Секреты есть у каждого из героев, но закручены они не слишком лихо в условиях государства-диктатуры. Клэр — не правительственная шпионка, а тем более не агент из другой страны, интерес у нее сугубо личный.
А может, они все-таки раньше встречались? Финал неоднозначный, это плюс.
Персонажи Коллинз всегда очень сентиментальны, гипертрофировано! Их реакции на почти любое событие — например, когда на них не так посмотрели или сказали не то, что они желали услыхать: привкус железа (Да сколько же можно кусать язык?!) и желчи во рту, боли внизу живота, крещендо в висках, ахи, вздохи, они хватаются за стены и ползут по ним, тлеют и потеют, им хочется коснуться оголенной руки, но они не смеют, они пыхтят и кряхтят, все у них колеблется-заколеблется и вздымается, разве что, их не беспокоит, простите, зуд в одном месте и не сжимается энто же место от страха или восторга!
Опустим прелести женских романов эпохи романтизма. В целом все хорошо, если бы не это, а еще местный лор...
Шаткое устройство мира в ромфантах
Страниц через 130 нам даются годы действия. Это 1936 год — альтернативная Европа. Государством — непонятно каким — правит партия (учитывая годы и намеки на диктатуру, — скорее всего, это подобие национал-социализма).
Христиане существуют, но то на них совершают гонения, то — пусть живут. Ведь Игра — еще и религия (но никак это не выражается).
Некоторые произведения искусства и книги запрещены. Причем, на светскую жизнь ничто и никак не влияет (и оказывается, что идеология партии не основана на Большой Игре, хотя, вроде как, все в этом мире завязано на ней).
А вот сама Игра по словам автора — это помесь науки, искусства, религии, музыки, психологии, математики, астрофизики, у-у-у биологии, а-а-а анатомии, кто знает чего еще?
Как играть в эту Игру? Никак. Это непонятно.
Ясно лишь то, как ее создавать.
По сути Игра — это не игра, не соревнование, хотя отчасти — да, это некое произведение. По большей части — музыкальное, но и нет. Это просто абстрактный концепт творчества и мук во время его создания.
Партия, контролирующая все и вся, имеет весьма малый вес для самой Большой Игры, их вмешательство в дела академии Монвер тоже ограничены. Гениальных планов у правительства — нет.
Героя Лео снимают с поста министра культуры из-за письма, где он критиковал принятие билля, ограничивающего культуру... Ничего такого, что он 10 лет проработал в министерстве и являлся членом той самой партии — поступать так глупо и опрометчиво. И правительство, собственно, предлагает ему пойти туда, не знаю куда и заняться тем, не знаю чем — снова изучать Большую Игру в академии на отшибе и не мозолить глаза. Хотя могли бы его и убрать в прямом смысле.
Но шпионского детектива с конспирологией не предусмотрено. Это история о томных ахах и вздохах, как и Переплет. Эстетическая составляющая и атмосфера в локациях тут, конечно, на высоте, но и только.
Какие еще проблемы?
Зачастую автор описывает совершенно ненужные одноразовые моменты (но их меньше, чем в Переплете).
А еще есть логические дыры.
Например, Лео возмущается два больших абзаца о том, как же он будет есть еду в захолустном отеле — она же сплошь жирная и с сыром, а на следующей странице он молча (потому что автор забыла о чувствах героя) жует ту самую мерзкую еду, ожидая транспорт в академию.
Я понимаю, как автор, что между главами может пройти месяц или даже год, иногда сам забываю — капал там дождь или светило солнце, но чтоб утрачивать логику повествования на той же странице? Можно же свои же записи перечитать, прежде, чем писать дальше? А команда редакторов?
Еще перлы: в академии Монвера нет зеркал, мужчины должны бриться в отражении чего? В отражении Большой Игры? Как это отвлекает и мешает всем? Туалет-то хоть есть?
Странно, что никто не испытывает тяги к магистрессе. Кругом сплошь мужики! Она одна избранная нетакуся.
Странно, что студенты настолько одухотворены играми, что не занимаются кое-чем... Только один паренек (Эмиль) догадался захаживать к горничной.
За бескрайним описанием чувств и обстановки Коллинз упускает многие логически разумеющиеся жизненные вещи, придающие происходящему — объем. Это же история о людях, пусть они и живут в выдуманном мире. Твоя задача сделать так, чтобы мы поверили, что это реальность.
Мир мог бы обрести воистину грандиозные формы, но это плоский красивый картон, может, в два или три слоя. Нарядная подарочная коробка, а внутри... Сюрпрайз! Empty внутри.
Что понравилось?
Мне понравились главы про Крысу.
Студенческие годы Лео — тоже весьма интересны.
Ответов на то, что такое Большая Игра не ищите. Могу привести вам реальный пример Большой Игры — это концепт шахмат — в них есть и математика, и логика, и психология, и музыка, и такт, и тональность, и искусство — смотря из чего и как сделаны фигуры с доской, а еще — соперничество. Вот.
Автору не стоило выдумывать то, что не понимает никто... даже она сама.
Почему бы не написать про школу гениальных композиторов и про их музыку, способную изменить мир? Или просто про школу всяческих искусств. Тогда бы не возникало подобных вопросов. Любое произведение искусства содержит в себе ту самую Большую Игру Коллинз.
Резюмируя, хочу сказать, что работа мне нравится больше, чем Переплет. У нее есть динамика, интрига, тайны, она эстетически красива и затягивает, заставляет воображение дорабатывать все то, чего не сделала автор.
Но большое упущение — непродуманный лор, излишняя чувствительность персонажей и та самая Большая Игра — которая и не голодная, и не холодная, не мокрая и не теплая, ни-ка-ка-я!
Если опустить факт, что Большая Игра — это невероятное ноу-хау мира литературы и искусства (где все уже придумали), то можно читать вполне себе хороший, эстетически красивый, но не конгениальный роман — про "вот и встретились два одиночества" в академии искусств.
Издание
Бумажное издание среднего качества, белая недорогая бумага, блеклая обложка софттач, шрифт мажется. Сейчас уже найти его почти невозможно, но а вдруг...
Оригинал:
Навеяно:
Итоги:
Концепт/реализация — 5/3
Сюжет — 3,5
Герои — 3,5
Язык — 4
Издание — 4
Общая — 4
Поддержать 🔥: