Вы наверняка знаете, что единорог не всегда был прекрасной лошадкой с рогом, и в
ранних традициях изображался скорее с телом быка и козлиной бородой, ему также иногда приписывали слоновьи ноги и кабаний хвост (что послужило поводом для предположения, будто прообразом единорога был носорог, как и то, что Плиний – и другие именитые грекоримляне и римлегреки – называл родиной единорогов Африку; в пользу этой теории и описание характера единорога как буйного и агрессивного).
В Библии «рээм», единорог, тоже представлен как быстрое (Чис. 24:8), опасное, свирепое (Пс. 21:22) и свободолюбивое (Иов. 39:9) животное. Сегодня в большинстве современных переводов его меняют на «зубра» или «дикого буйвола».
Как бы то ни было, исход один — нет больше единорогов. И каждый, кто читал «Историю мира в 10/½ главах» в курсе, что они исчезли во время Всемирного потопа не где-нибудь, а за праздничным столом голодного Ноя.
Но больше всего меня впечатляют средневековые мошенники, продающие бивни нарвалов как единорожьи по причине чудодейственных свойств, описанных в бестиариях, у последних.
Возвращаясь к теме.
Почему вот э т о существует в реальности, а лошадка с рогом во лбу — это миф???
Ну а теперь о нашем родном. Миниатюра «Христианской Топографии», XVI век. И вот еще зеленый единорог из Радзивилловской летописи, XV век.
В древнерусских источниках зверь известен под несколькими именами: это и инорог, моносер и монокирос, — калькирования с греческого — и единорожец, и единорожд («единорожь» и «единорожд», то есть единственный ребенок — то, что и позволило сделать зверя символом Христа, Единородного Сына). Последнее также допустило представление единорога сиротой.
«Азбуковники», древнерусские энциклопедические сборники, содержат предания о появлении единорогов, напоминающие истории о фениксах:
«Подружия же се не имать, живет 532 лета, и скинет рог во скрай моря на песце, и на него мочится, на корень, на крвавой конець, и от того зародится в нем червь, от похоти и крови зверины, и тако возрастет червь и бывает зверь единорог».
Старый же зверь, сила которого сосредоточена в роге, умирает. Фраза о похоти и крови явно заимствована из Евангелия от Иоанна о последователях Христа, которые «не от крове, ни от похоти плотския… но от Бога родишася».
Повторюсь, в эпоху Средневековья единорог – животное архиагрессивное и свирепое, практически неукротимое, которого способен, если повезёт, перехитрить лишь шустрый лев (львы и слоны — враги единорогов, но слонов они как правило побеждали, вспарывая своим рогом).
Приручить свирепого зверя могла лишь действенница — это широко распространенное в европейской литературе предание знала и древнерусская письменность. В «Физиологе» нам встречается такое описание ловли единорога:
«То тако убо ловят и: девицю чисту повергут пред ним, и приползнет к пазусе девичи, к персем, и сосет и, и ведет его девица в полату. Сию речь приложите к лицу Спасову. «Воздвиже бо рог спасения нашего в дому Давыдове, отрока своего», не могоша ангельския силы удержати Его, но вселися в чрево истинныя Девиця Богородица Мария, «и Слово плоть бысть, и вселися в ны».
А вот еще интересный отрывок из старообрядческого «Слова о рассечении человеческого естества»:
«Зверя же сего тако ловят: наряжают красную девицу и посаждают я на пути, которым единорожцы ходят. И единорог к ней пришедши, ласкается околии нея, и главу скланяет на ноги ея. Она же ноги ему опутает и шею вяжет, таже приступают звероловцы, и живаго емлют. Оле прелести женския! Что диво, яже Далида Сампсона победила, понеже и лютых зверей девицы побеждают и за любовь смерть им воздают».
Страдающее средневековье отдыхает, погружаемся в мир древнерусских бестиариев: