Найти тему
7ДнейКино

Милляр согревался тройным одеколоном, а Хитяева сломала нос: как снимали «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Сказочная экранизация повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» вышла на экраны в далеком 1961 году, но по сей день любима зрителями.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма
«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма

Когда знаменитый советский киносказочник Александр Роу решил экранизировать повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», чиновники дали ему от ворот поворот — в те годы о выпуске фильма с таким названием не могло идти и речи. Тогда Роу решил подарить сказке то же название, что и у гоголевского сборника. В конечном счете фильм был поставлен в 1961 году на Московской киностудии имени М. Горького.

Красочная, озорная, причудливая история о деревенском кузнеце Вакуле, который оседлал черта и привез любимой Оксане, дочери богатого казака Чуба, «черевички» самой царицы из Санкт-Петербурга, горячо полюбилась отечественным зрителям. Без этого замечательного кинофильма сегодня сложно представить себе Рождество.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма
«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма

Снимали картину на Кольском полуострове в городе Кировск — в марте там было еще по-зимнему снежно. В считанные дни декораторы соорудили в окрестностях украинскую деревушку — белые хаты с плетнями и сараями, небольшую церковь.

В массовке снимались местные жители. За два рубля в день они катались на санках, играли в снежки и веселились. В сцене колядования из стоящих рядом машин звучала запись хорового пения, а артисты массовки старательно открывали рты. Многие из них участвовали в съемках не ради денег, а во имя искусства.

Те же самые местные жители 15 декабря 1961 года стали первыми зрителями киносказки в местном Дворце культуры.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма
«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма

На роль Солохи режиссер без проб утвердил Людмилу Хитяеву — она великолепно смотрелась в образе обаятельной и привлекательной ведьмы.

Перед съемками с актрисой произошел несчастный случай, который сама она считает наказанием за роль колдуньи — Людмила Ивановна отправилась с сыном на лыжную прогулку и на крутом повороте со всего размаху врезалась лицом в дерево и сломала нос. К счастью, опухоль и синяки быстро сошли, но нос сросся с характерной горбинкой.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма
«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма

И если эта самая горбинка лишь пошла на пользу для ведьминского образа, то молодость и стройность Людмилы Хитяевой были помехой. На момент съемок ей был 31 год, а у Солохи уже был взрослый сын. Чтобы актриса выглядела старше и полнее, на нее надевали сразу несколько широких юбок. Для пущего колорита в фильме Хитяева вжимает подбородок в шею, чтобы он казался двойным.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма
«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма

На роль Оксаны отсмотрели пять тысяч кандидаток. В один из дней кастинга в павильоне появилась студентка-второкурсница Людмила Мызникова, и прямо в коридоре кто-то прокричал ей вслед: «А вот и наша Оксана!». Доподлинно неизвестно, кто с такой уверенностью предрек актрисе успех, но вскоре Людмилу утвердили, и она приехала на съемки из Киева в Москву.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма
«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма

Актриса рассказывала, что с Юрием Тавровым (Вакулой) у них дружба не сложилась — актер был чересчур замкнутым, и Людмиле было тяжело играть к нему любовь. А вот плакалось в кадре запросто — она скучала по дому и маме, так что долго слезы выжимать не приходилось.

По семейным обстоятельствам Тавров не смог продолжить карьеру в кино. Вакула стал единственной крупной ролью актера. После нее он играл лишь в эпизодах, затем работал строителем и маляром.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма
«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма

Несмотря на яркий образ Оксаны, Людмила Мызникова тоже больше не получила ни одной крупной роли. У актрисы были шансы продолжить карьеру — Александр Роу, известный любовью снимать одних и тех же артистов, предлагал Людмиле главную роль в сказке «Варвара-краса, длинная коса». Но Мызникова отказалась — в тот период она ждала ребенка.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма
«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма

Георгий Милляр, игравший черта, каждый раз, надевая трико с хвостом и уходя гримироваться, просил у Бога прощения за свое «хулиганство».

В свои 58 лет больше всего сложных трюков выполнял именно он. Для пируэтов в воздухе был приглашен дублер, но на первых же съемках он получил травму, так что Милляр выкручивался сам.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма
«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма

Под конец съемок он так разошелся, что вертелся на «небе» даже при выключенных камерах, а еще сам вылезал из проруби в тридцатиградусный мороз, хотя изначально Роу планировал снять эту сцену в теплом павильоне. Милляр выдержал два дубля — после каждого его закутывали. За неимением на съемочной площадке спиртного артист согревался, принимая внутрь тройной одеколон.

Георгий Францевич на съемках веселился и шалил, как ребенок. Когда это мешало работе, Роу грозил: «Прекрати, а то маме пожалуюсь!». Съемочная группа смеялась — все знали, что актер жил с мамой и ее слушался.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма
«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. Фото: кадр из фильма

А помните знаменитую сцену, в которой прожорливый колдун Пацюк ест галушки? Момент, когда они сами по себе влетают ему в рот, снимался просто: на самом деле актер Николай Яковченко их артистично выплевывал. Все остальное сделала перемотка.

Марина Яковлева специально для 7ДнейКино. Читать все материалы этого автора.

Больше интересных материалов о кино — в нашем Telegram-канале.