Взаимодействие церкви и спецслужб: КГБ в СССР и ФСБ в России известный факт, который многократно преукрашен в фольклоре. Однако, какие бы погоны не скрывали под рясой священники и кому бы они не доносили протоколы исповедей, лично нам глубоко пофиг, просто потому, что на церковной исповеди произносимой по церковным правилам, ни чего такого, за что можно привлечь к ответственности, просто не будет сказано.
В СССР у людей были проблемы из за хождения в храм.
Во времена СССР из за посещения церкви у человека в самом деле могли быть проблемы.
Когда в церковь шли "из принципа" или "назло власти"
А в СССР было хоть и не запрещено, но нежелательно, посещение храма. За это могли спросить на комсомольском собрании типа, а что ты делал в церкви. На что можно было честно ответить, что изучаю древнерусскую архитектуру и живопись. И тогда бы вопросов не было. Однако в обществе всегда находятся баломуты, которые из каких то своих принципов, которые по-церковному называются гордыня, делают что то противозаконное. Например, некому советскому комсомольцу не нравится местная комсомольская ячейка, или её руководитель, или решение относительно его творческих идей которое приняла эта ячейка, ну и идёт он в храм, и демонстративно крестится и ставит свечи. Нужен такой человек в рядах передовой советской молодежи? Не нужен! Пошел вон! Но не за церковь, а за амбициозность. Однако, когда СССР окончился, а церковь начала возрождаться - такой человек гордо скажет, что пострадал за веру. В принципе по такой схеме и страдали в СССР интеллигенты: прочитал не печатаемую в СССР отксеренную Библию вместе с Хатхайогой и возомнил себя умным и духовным. Наверное, Товарищ Ленин сказал бы про таких: "Не интеллигенция, а г-но!"
Что спецслужбам нужно от церкви?
Невероятно, но факт, но ни КГБ ни ФСБ не интересно кто ходит в церковь и в чем исповедается. Эти спецслужбы занимаются государственной безопасностью и поэтому их интересуют заграничные связи церкви как организации так и посетителей этой самой церкви. А у церкви во времена СССР были интересы и присутствие заграницей в том числе и в капиталистических странах и даже в "горячей точке" по имени Израиль-Палестина. Таким образом, вполне разумно и логично что церковь отчитывается перед силовыми структурами. Каждый гражданин СССР или России собирающийся ехать за границу тоже проходит проверку со стороны упомянутых структур. Таким образом, если на основании подачи сведений в ФСБ причислять к агентам этой структуры, то всех граждан надо причислить к агентам налоговой инспекции так как они подают туда сведения о доходах. Ну а чтобы держать в храме специально обученного агента спецслужб это ненужная растрата ценных специалистов, которых готовит специальное учебное заведение.
Как обыватель представляет себе исповедь?
На основании различных художественных произведений с названием "исповедь", где человек подробно рассказывает о своей жизни, делая акцент на чём то противозаконном и аморальном, у обывателя возникает ошибочное мнение, что по такому же принципу построена и церковная исповедь, а это не так. Исповедь бывает публичная и тайная.
Публичная исповедь.
Публичная исповедь была распространена у первых христиан и там человек заявлял обычно что то вроде, "Я раньше служил нечестивому языческому имератору Нерону, а сейчас служу Господу Иисусу Христу!". Нечто похожее на публичную исповедь происходит при крещении, когда крестящийся говорит "Отрекаюсь от дьявола и всех дел его". Смысл публичной исповеди при свидетелях сказать что то вроде "я теперь ваш, а про ваших врагов я сказал такое, за что они меня не простят". Публичная исповедь в наше время была бы уместна для уголовников, помилованных за службу в действующей армии.
То есть человек публично раскаялся в том, что был вором и убийцей, публично сделал бы что то "не по понятиям" причем такое, что в криминальной среде не прощают, ну а потом вступает с чистой совестью в православное воинство христово. Однако в современном обществе с пониманием относятся к словам, когда "человека заставили что то сказать" и публичная исповедь не будет иметь того эффекта, что в древнем мире.
Тайная исповедь - это беседа со священником наедине.
Тайная исповедь это когда человек в произвольном формате рассказывает о своих грехах. При этом священник не должен давать советы. Если священник что то говорит, и исповедь превращается в диалог то это уже другой формат - духовная беседа. Существуют самые разные пособия к исповеди и списки грехов, однако главное правило - это называть только то что:
ОСОЗНАЕТ КАК ГРЕХ И РЕШАЕТ БОЛЬШЕ НЕ СОВЕРШАТЬ
Таким образом, террорист не будет каяться в том, что он что то взорвал, потому что он не считает это грехом, он так борется за изменение общества
профессиональный вор не будет каяться в том что он украл, он считает это своей работой
Человек нетрадиционной ориентации не будет в этом каяться, он считает это нормой
Соответственно и участник незаконного митинга во время акции памяти умершего (или убитого) политзаключенного тоже не будет в этом каяться
Исповедь перед причастием в РПЦ
В РПЦ существует практика исповедаться перед причастием (евхаристией) Фактически это не исповедь, а некий потерявший первоначальный смысл обряд, когда надо за пол-минуты назвать несколько стандартных грехов и получить разрешительную молитву.
То есть на исповеди в РПЦ человек скорее всего скажет примерно следующее:
Грехи против Бога - сомневался в истиности христианства, после того как побывал на экскурсии в мечети, давно не был в храме, не постился, не молился перед едой, не молился после еды.
Грехи против ближнего: завидовал богатым, ругался с ближними.
Грехи против себя: бухал, курил, матерился.
Ну и что из этого может получить агент спецслужб?
Исповедь у старца.
В РПЦ церкви есть персонажи по имени старцы (или младостарцы), которые подолгу исповедают и спрашивают как правило о всякой фигне. Типа если блудил то как звали человека с кем блудил, сколько раз, в какой позе. А если "душил гуся" то какой рукой, в какое время, о чем думал, на что смотрел при этом. Исповедь у такого - это как правило дичайший кринж, а исповедуются у него как правило не слишком психически здоровые люди. Таковой действительно может заставить каяться в грехах против царя. Нет, не против Президента РФ, кого политическая оппозиция называет царём, а за грехи против Николая-2 которого яко бы сврегли и убили коммунисты. И не дай Бог сказать что этого царя свергла Февральская Буржуазная революция, и вы не разделяете политические убеждения этих революционеров.
Исповедь с доносом из фильма "Овод"
Тема исповедь, как донос стала популярна благодаря фильму "Овод". В этом фильме лидер молодежной революционной ячейки приходит на исповедь к священнику и отвечая на наводящие вопросы сдаёт всех своих товарищей. Всех арестовывают, а доносчика выпускают. Однако это всё таки художественный фильм и авторский замысел показать что герой в молодости был клинически набожный, клинически честный и клинически глупый.
И немаловажный факт - при внимательном просмотре можно заметить, что священник назвал пароль и герой посчитал, что этот священник тоже революционер. Надо было бы прежде чем сливать товарищей проверить, насколько можно доверять этому священнику, но тут вмешивается набожность.
Реальные доносы на исповеди в РПЦ
А исповедь в РПЦ реально используется для доносов, но только не в какие то государственные органы, а священнику и епископу на своих ближних. Вот к примеру ребенок говорит: "гневаюсь на Васю потому что он берет без спроса конфеты из трапезной". И священник уже знает компромат на Васю. А представьте, что может церковный казначей рассказать на исповеди у благочинного про настоятеля и других должностных лиц своего храма.
Казалось бы что плохого в том, что честный человек сообщает о правонарушениях? А плохо то, что делает он ради того, чтобы выслужиться перед начальством или отомстить личному врагу. То есть на одного доносит, а на другого не доносит. А кого то наоборот, оправдывает. Это конечно неприятно, однако дальше церковного порога информация не вынесется. Это внутрицерковные разборки.
А что будет если опубликовать то что в церкви доносят друг на друга?
Конечно будет скандал. Церковное начальство скорее и без публикации всё знает и ему пофиг, ибо если бы не было пофиг то давно бы вмешалось. Однако сам факт скандала очень сильно не понравится церковному начальству и будет найден и наказан того кого объявят крайним и ни чего не изменится, кроме отдельных лиц на отдельных должностях. Именно этим занимается на своём ютуб канале священник Петр Степанов.
Что было бы, если бы все исповеди в РПЦ шли бы прямиком в ФСБ.
В первую очередь это мешала бы работе самого ФСБ. Просто потому что надо было бы как то обрабатывать эту информацию. В это трудно поверить, но ФСБ не только ловит недовольных властью, но и предотвращает терорристические акты. И если заставить ФСБ анализировать околоцерковные разборки то меньше сил останется на поиск настоящих опасных террористов.
Если вам понравилась статья - поставьте лайк.
Если у вас есть мнение на тему статьи напишите его в комментарий.
Колян Платков и Лена МагаданНезависимые православные блогеры с Богословским образованием.