Несмотря на ошеломляющий успех английского флота в битве при Слейсе, развить его англичане не смогли. У английского короля кончились деньги... В Средневековье у стран не было государственных бюджетов и король мог опираться лишь на доход своего домена, прибыль с лично завоеванных земель и собираемые налоги. Нередко королевские вассалы были куда более богатыми, чем сам монарх. Чтобы начать войну против Франции Эдуард, занял денег у итальянских ростовщиков семьи Барди. Спойлер: долг Эдуард так и не вернул, что привело к банкротству этой семьи.
Однако, эти средства быстро закончились и, столкнувшись с долгами порядка 400 тысяч фунтов, он был вынужден установить перемирие с французами и вернуться в Англию, чтобы добиться от парламента дальнейшего финансирования. Вернувшись на острова, Эдуард немедленно уволил казначея Роджера Нортбурга, а также отправил в тюрьму ряд ведущих судей, клерков казначейства и финансистов, обвиняя их в плохом управлении страной во время его отсутствия. Основной же мишенью для короля стал архиепископ Стратфорд, который был главой регентского совета, управлявшего Англией во время отсутствия короля. Король выдвигал обвинения, что архиепископ не отправил ему во Францию необходимые деньги, желая «увидеть его преданным или убитым» из-за отсутствия средств. Архиепископ же стойко держался, считая, что в случившемся виновата не его администрация, а сам король, который предъявлял королевству непомерные требования и вёл себя как тиран. Был созван парламент, который встал на сторону Стратфорда и король был вынужден примириться со знатью.
Несмотря на проигрыш Эдуарда III в противостоянии с парламентом, своими уступками король заработал себе достаточно политического влияния, чтобы обсудить новый источник для финансирования войны. В итоге был введён прямой налог на шерсть, которая была основным экспортным продуктом для Англии, что принесло короне доход в 126 тысяч фунтов.
В июле 1346 года Эдуард вновь вторгся на территорию Франции. Численность войск колебалась от 12 до 15 тысяч человек. Английская армия совершила глубокий рейд по территории Франции с целью подавить мораль противника и разграбить как можно больше территорий, пока не оказалась под стенами города Кан-главного города Западной Нормандии. Город был разделён притоком реки на «старую» и «новую» части. «Старая» часть была защищена большими городскими стенами, там же располагалась мощная цитадель. «Новый» город был богатым округом, где проживали купцы и землевладельцы, и располагался на острове между рекой Орн и тем самым притоком, делившим город. «Новая» часть Кана была защищена не столько стенами, сколько самой рекой. Остров был соединен с сушей тремя мостами.
Гарнизоном города руководил коннетабль Франции граф Рауль де Бриен, который планировал изначально защищать старую часть и главный замок, но вынужден был под давлением богачей сдвинуть защиту и на новую часть города.... Увидев, что остров никак не защищен, сотни английских солдат без приказа бросились на мосты и ввязались в рукопашную схватку с французским гарнизоном. Король Эдуард пытался их остановить, но те его даже не слышали... Тем временем английские лучники и валлийские кавалеристы переправились через реку в брод. Защитить всё побережье французы были не в состоянии, и в нескольких местах их оборона была прорвана. Англичане ворвались в город, разбив охрану мостов. В Кане началась резня и безостановочный грабеж города.
В результате около половины гражданского населения были перебиты, а те, кому посчастливилось выбраться из города, были добиты английской кавалерией... Как минимум две с половиной тысячи французов было похоронено за городом в братской могиле, а общие потери (военных и мирных жителей) составили не менее 5 тысяч человек...
В Плен к англичанам попали несколько французских аристократов, в том числе и Рауль II де Бриенн. Он пробыл в плену в Англии до 1350 года, а по возвращении во Францию был казнён королём в Париже....
После 5 дней грабежа, англичане оставили разрушенный город и двинулись по направлению на Париж. Однако, за ними в погоню выдвинулись французские королевские силы. В результате маневрирований две враждующие армии сошлись в битве близ деревушки Креси. Данное противостояние стало первым генеральным сражением Столетней войны на суше.
Как и в битве при Слейсе, в сражении близ Креси французы вновь имели превосходство в численном составе. Английское войско составляло около 15 тысяч человек против 20-25 тысяч у французов. В этот раз уже англичане выбрали оборонительную тактику боя-Эдуард разместил свое войско фронтом в 1800 метров на хребте холма, окружённого с флангов естественными препятствиями: слева самой деревней Креси, справа — рекой Мэ и деревней Вадикур. Впереди холма находились три насыпи, организованные англичанами, которые и явились основным препятствием для французских всадников. Сам король со свитой расположились в мельнице на небольшом холме, закрывавшего армию с тыла,и с которого он мог контролировать ход всего сражения.
Французские рыцари настолько были уверены в своем превосходстве над англичанами, что решили пойти атаку с марша без какой-либо подготовки... Как сообщает Фруасар: Когда арбалетчикам приказали начинать стрельбу многие из них запротестовали, поскольку они уже совсем устали, пройдя шесть лье пешком (26км!) от самого Абвиля и неся на себе свои арбалеты… Эти речи были переданы графу Алансонскому, одному из командующих французской армией, который на это сказал своим приближенным: «Поглядите! Приходится обременять себя таким сбродом! Они хороши только за столом! Убить их всех! От них больше помех, чем пользы!»… Все же арбалетчиков, которые даже не успели взять из обоза щиты от вражеских стрел, удалось отправить в наступление и началась битва.
Атака арбалетчиков оказалась совершенно бесполезной. Имея скорострельность от 3 до 5 стрел в минуту, они не шли ни в какое сравнение с английскими лучниками, которые за то же время могли делать 10-12 выстрелов. По оценкам историков отряды английских лучников в начале схватки выпускали 15000 стрел за 30 секунд! В итоге понеся ужасные потери под лавиной стрел арбалетчики были вынуждены отступить. Увидев провал генуэзских стрелков французская конница решила, что настало ее время и поскакала в атаку прямо через отступающих генуэзцев, безжалостно растоптав многих из них...
Согласно популярной легенде, все тот же граф Алансонский, возглавляющий конную атаку, закричал в этот момент "Давите эту мразь, она мешает нам наступать!" Но и кавалерия французов попала все под те же залпы английских лучников, которым удалось ранить и убить множество французских рыцарей. Сам же граф Алансонский со своим отрядом, практически, добрался до полка Черного принца, сына короля Эдуарда. Однако, в происходившей мясорубке он также был убит... В общей сложности французская кавалерия в этот день атаковала позиции англичан (внимание!) 17 раз, что говорит о беспрецедентной мотивации французов. Средневековые сражения в поле, обычно, заканчивались достаточно быстро, ибо строевая подготовка пехоты и слаженность действий кавалерии, в то время, практически, отсутствовали. А рыцарская конница и вовсе знала лишь две команды-решительное наступление и паническое бегство... Собрать конницу под своими знаменами после провальной атаки и вновь направить ее в наступление, было дело крайне сложным и долгим. Но напомню, что в Битве при Креси французы атаковали с марша, а это значит, что пока одни отряды рыцарей гибли под английскими стрелами, другие только подходили к месту сражения и видя какой творится ад, шли в решительное наступление на подмогу своим товарищам. Однако подъём на холм, искусственные препятствия и бесконечная лава стрел так и не смогли позволить французам нарушить боевой строй англичан.
С наступлением ночи раненый в бою французский король Филипп VI отдал приказ об отходе. Франция потерпела сокрушительное поражение, понеся чудовищные потери в рыцарском составе и, практически, лишившись всего командования. Согласно оценкам современных историков, потери Франции составили 15 тысяч убитыми и ранеными, среди которых погибло 1542 всадника, 11 принцев и даже один король... На стороне французов воевал Король Богемии(Чехия) Иоанн I Слепой, который, как не сложно догадаться по прозвищу, был слепым... Услышав, что его сын сражается в окружении англичан, он приказал привязать его к поводьям лошадей двух других рыцарей и отправился в бой... На утро его тело так и нашли привязанным к поводьям убитых лошадей вместе с теми двумя рыцарями...
Потери же со стороны англичан не превысили и тысячи человек... После того как французы оставили поле боя, англичане обошли его в поисках раненых, для из пленения с целью выкупа. Рыцари, чьи раны были слишком серьёзными, чтобы их можно было легко унести, были лишены жизни с помощью специальных кинжалов, называемых misericord (что переводится как «сострадание»). Эти длинные кинжалы втыкались или через незащищённые подмышечные области прямо в сердце, или через смотровые щели забрал в мозг... При чем этим черным делом занимались обычные местные крестьяне, что противоречило рыцарскому кодексу ведения войны, ведь рыцаре погибали от простолюдинов, а не от таких же достойных людей, как и они... Противоречило этому кодексу и то, что в битве рыцари погибали от «анонимных» стрел.
Битва при Креси, по мнению многих историков, стала началом конца рыцарства. Рыцарская конница перестала считаться неуязвимой перед лицом пехоты. Также была доказана эффективность массового использования длинных луков, вопреки распространённому в ту эпоху мнению о том, что лучники оказываются малоэффективными против воинов в тяжёлых доспехах и легко уничтожаются в ближнем бою. По окончании битвы и возвращении валлийских лучников домой в родной Южный Уэльсе каждому был выделен акр земли «за храбрость». Каждый также получил титул «фримена» и был освобождён от уплаты налогов с разведения скота. Даже годы спустя любой, кто был в состоянии доказать своё происхождение от фримена, мог стать фрименом.
Ещё одной особенностью этой битвы стало то, что англичане первыми в Европе успешно применили в полевом сражении артиллерийские орудия- кувшинообразные пушки, отливавшиеся из меди и стреляющие небольшими ядрами и картечью.
Несмотря на колоссальный успех в битве при Креси и полный разгром французской армии никаких плодов в борьбе за французский престол эта победа Эдуарду не принесла. Потенциал французской армии не был уничтожен, а политическое влияние Филиппа Шестого на знать продолжало сохраняться.Эдуарду же требовался удобный порт для пополнения запасов и перегруппировки армии. Английские войска двинулись на город Кале...
Продолжение следует...
Предыдущие части лежат здесь