Художника Василия Верещагина не надо представлять широкой публике — его имя известно большинству ещё со школы. Некоторые из его картин достаточно увидеть лишь один раз, и они навсегда врезаются в память. Яркий пример — это картина "апофеоз войны". Верещагин создал много выдающихся полотен. Жизнь художника тоже была выдающейся и с крутыми зигзагами судьбы.
"Верещагин не просто живописец, он — нечто большее, —писал идейный лидер передвижников Иван Крамской. — Несмотря на интерес его полотен, сам автор во сто раз поучительнее". Трудно с этим не согласиться. Он должен был стать военным, но, бросив всё, начал изучать живопись. Всё складывалось замечательно, учёба давалось легко. Талант рисовальщика был очевиден, ему предрекали выдающуюся карьеру художника. Вот только Верещагин заскучал от спокойного столичного существования. Ему казалось, что настоящая жизнь проходит мимо него. Внутренние противоречия раздирали Верещагина: то он едет на Кавказ, то из Кавказа в Париж, а потом и вовсе планирует продолжить карьеру военного.
Верещагин обретает внутреннюю гармонию, соединив в себе военного и художника, став художником-баталистом. Так начались в жизни живописца одна за одной поездки в центры боевых действий, где он был неоднократно ранен и проявлял геройство в битвах. За мужество и героизм, проявленных на поле боя, Верещагин имел награды. Этому человеку не хотелось спокойной жизни: он объезжает почти весь земной шар, изучает быт народов мира, заболевает лихорадкой и тропической малярией, оказывается под пулями врагов. Жизнь его насыщеннее многих приключенческих романов. Внезапно для всех художник начинает искать место для строительства дома, желая спокойной жизни! Что же произошло? Живописец встретил женщину, в которую моментально влюбился. Он женился, в браке родились дети, и Верещагин строит родовое гнездо неподалеку от Москвы.
Усадьба Василия Верещагина располагалась около Москвы-реки, на высоком холме и уединенном месте. Живописец долго искал нужное место, планируя сделать в доме собственную мастерскую, о которой давно мечтал. И был ещё нюанс. Верещагин переболел тропической малярией после путешествия по Индии. В последствии приступы малярии повторялись после каждой простуды или после пребывания в болотистой или сырой местности. Поэтому необходимо было место на возвышенности. Выбор пал на место к Югу от Москвы, с изобилием оврагов, живописными видами, холмистой местностью и минимальной застройкой вокруг.
Дом был построен. Верещагин прожил в нём много лет. Вот только сегодня от неё нет и следа. Даже разнятся сведения о её точном расположении. В этом нет ничего сверхъестественного, ибо ныне это район Москвы, недалеко от центра города. Застройка тут самая разнообразная: начиная предприятиями, продолжая типовыми "хрущевками" и заканчивая современными вертикальными "стекляшками". Район этот называется Нагатино-садовники. Но почему разнятся сведения о том, где именно был дом художника?
Сытин (русский предприниматель, книгоиздатель и просветитель) вспоминал о местоположении дома Верещагина:
В одном из домиков в Верхних Котлах проживал известный художник В. В. Верещагин, погибший в 1904 г. в Порт-Артуре вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск».
К гибели художника вернёмся позже. Но, как говорится, "внимание, спойлер!": Верещагина вновь звала дорога, и волею судеб он оказался на Русско-японской войне. Хоть и писал за несколько лет до этого: "Больше батальных картин писать не буду. Баста! Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу. Выплакиваю (буквально) волос каждого раненого и убитого".
Сытин пишет о Верхних Котлах. А сын художника вспоминал: "Почтовый адрес нашей семьи писался так: "Москва. За Серпуховской заставой. Деревня Нижние Котлы". Что это за Нижние и Верхние Котлы? О каких тут Котлах идёт речь?
Можно предположить, что раньше в это местности были мастера, изготовлявшие котлы? Нет. Никаких котлов или других вариантов посуды тут особо не изготовляли. Может, прозвали по фамилии или прозвищу владельца земель? Тоже нет. Владельцев земель с фамилией, близкому к слову котлы, котелки, котлованы и других вариаций склонений отсутствуют. С прозвищами аналогично. Или места эти совсем не простые, а волшебные? Или даже проклятые? Не-а! Мистики в названии нет. Никаких легенд о колдовских котлах не имеется. Всё проще. Котлами в былые времена именовали овраги круглой формы. В низине реки Котловки населенный пункт назвали Нижними Котлами, Соответственно, в верховье - Верхними Котлами. Логичные названия, исходя из рельефа местности. Река Котловка тоже названа, исходя из местности, где она протекала (сегодня частично спрятана в коллектор).
Названия существуют и в нашей современности, но, разумеется, никаких деревень нет. Верхние Котлы — станция МЦК, Нижние Котлы — железнодорожная платформа Павелецкого направления. Правда, есть нюанс. Жд платформа Нижние Котлы располагается на месте деревни Верхние Котлы, а платформа МЦК — Верхние Котлы - на месте Нижних. Совершенно вопреки историческому местоположению и рельефу местности. Чудеса топонимики.
С вариациями Нижних и Верхних прояснилось, а вот почему Сытин и сын художника называют разные варианты? Да попросту почтовый адрес не отражал действительности. Вернёмся к воспоминаниям сына Верещагина:
Только вследствие этого могло сложиться весьма распространенное мнение, будто усадьба и дом находились непосредственно в самой деревне. Это неверно. Земельный участок под усадьбой примыкал к левой стороне шоссе, отходившего от единственной в то время улицы в Нижних Котлах в направлении к селу Коломенскому, и находился на расстоянии одного-полутора километров от Нижних Котлов. Далее километрах в двух от усадьбы лежала деревня Новинки. Высокий холм, на плоской вершине которого была расположена усадьба, круто спускался в сторону реки Москвы, образующей в этом месте большую дугу, обращенную выпуклой стороной к югу.
Речь идёт о Нагатинском шоссе, которое сегодня уже никакое не шоссе, а Нагатинская улица. До 1964 года это было Нагатинское шоссе. Нагатинская улица расположена ближе к бывшей деревне Верхние Котлы, поэтому Сытин всё написал верно. Сын же пояснил точное положение, из чего вытекает, что пешком удобнее было идти от Нижних Котлов или от деревни Новинки. Ну как удобнее... Если только днём. Вот ещё история от сына:
Как-то Василий Платонович замешкался в городе и добирался домой, когда уже стемнело. В то время толь.ко появились в продаже карманные электрические фонарики и потому они мало еще кому были известны. Купив такой фонарик, Василий Платонович, очень довольный покупкой, возвращался домой. До заставы он доехал конкой, а дальше должен был идти пешком. Дело было зимой. Благополучно пройдя Даниловку и Нижние Котлы, он свернул на Коломенское шоссе и стал осторожно спускаться мимо кирпичного завода по ухабистой дороге в лощинку. Зная о недолговечности батарейки, он пробирался в темноте, держа руку с фонариком в кармане. Внезапно из темноты вынырнули две фигуры и с криком: «Руки вверх! Давай деньги!» устремились к нему. Василий Платонович безотчетно выхватил фонарик из кармана и, нажав кнопку, направил его на нападающих. Яркий свет, неожиданно ударивший грабителям в глаза, до того перепугал их, что они перемахнули через канаву и стрелой понеслись прочь.
Места то были не самые фешенебельные. Рядом с усадьбой был кирпичный завод и пахотные поля. Ну и кабаки имелись. Соседство не лучшее, но в свмой усадьбе царила идиллия!
Места то были не самые фешенебельные. Рядом с усадьбой был кирпичный завод и пахотные поля. Ну и кабаки имелись. Соседство не лучшее, но в свмой усадьбе царила идиллия! Да и художник явно не планировал менять место жительства. Сын описывал это:
Ближайшее жилье находилось на расстоянии одного-полутора километров. Местность была пустынная и глухая. Удаленное от города местоположение усадьбы, имея свои недостатки, тем не менее отвечало основным условиям, которые отец считал необходимыми для того, чтобы спокойно работать.
В этой усадьбе Верещагин написал серию об Отечественной войне 1812 года. Весьма продуктивный период в жизни художника! Всё шло прекрасно. «Но фурия войны снова и снова преследует меня», — писал он за несколько лет до Русско-японской войны, которую не смог обойти стороной.После нападения японцев на Порт-Артур Верещагин затребовал разрешение на поездку в действующую армию. Уступив настойчивым просьбам, военный министр А. Куропаткин позволил художнику отправиться на фронт. В феврале 1904 года Верещагин выехал на Дальний Восток.
В Японии Верещагин участвует в морских операциях и делает зарисовки прибрежных пейзажей, судов, фигур моряков. 31 марта 1904 года Верещагин погиб при взрыве на мине флагманского броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура. По свидетельству спасшихся за секунды до гибели «Петропавловска» Верещагин стоял на палубе с альбомом и делал наброски.
После гибели художника родственникам пришлось продать дом (земля художнику не принадлежала, он взял её в аренду). Покупатель нашелся быстро. Это был фабрикант, желающий построить тут кирпичный завод. Увы, но никакого музея-усадьбы покупатель делать тут не собирался, поэтому всё пошло на слом, и выросло новое предприятие. Не стоит осуждать фабриканта. От живописности уже практически ничего не оставалось. Фабрики множились и расширялись. Леса вырубались, крестьянские дворы исчезали.
Наиболее вероятное место, где располагалась усадьба это нынешняя Нагатинская улица 9-11 (поблизости от Ювелирного завода)