В Казахстане среди так называемых изданий-оппозиционеров в последние годы наблюдается тенденция: теперь им интересны не крупные коррупционные скандалы, а вопросы антироссийской и антикитайской политики. На это обратил внимание политолог Данияр Ашимбаев в своём телеграм-канале и проанализировал причины такой смены вектора.
Нина Андреева
По словам Ашимбаева, коррупция раньше была популярной по нескольким причинам. Первое - многие лидеры оппозиции покинули власть из-за скандалов, связанных со взяточничеством и использовали СМИ для того, чтобы мстить бывшим соратникам. А вторая причина заключается в том, что правящие элиты с помощью изданий занимались сливом компромата друг на друга.
Однако, когда начали развиваться новые платформы, такие как телеграм-каналы и подключаться блогеры-разоблачители передавать эти сливные материалы больше не было необходимости. И само население не было заинтересовано в теме коррупции, разве что только столичное.
А примерно в конце прошлого десятилетия все издания перешли на американскую сетку с новыми канонами:
"Западу стало не так интересна конфискация имущества у коррупционеров, поскольку деньги возвращаются из их юрисдикции в Казахстан. Вопросы социального протеста тоже были не слишком востребованы, так как государство изначально проводило активную социальную политику и проблемы "голодных маршей" отпали уже в конце 90-х. Жанаозенские протестанты тоже Западу быстро надоели, тем более с учётом позиций собственного нефтяного бизнеса в Казахстане".
Тематика же политического протеста пришлась по душе. Особенно с "антироссийским и антикитайским душком". Ашимбаев считает, что это - эффективный инструмент политического давления на Астану и делегитимизации неугодных политических режимов в глазах западного общественного мнения.
В этом контексте политолог перечислил несколько показательных примеров: "солидарность с узниками китайских концлагерей для казахов", массированное продвижение тематики "геноцида", "голодомора" и необходимости срочной "деколонизации" Казахстана.
Многовекторная позиция власти Казахстана абсолютно не устраивает Запад. Однако, как считает Ашимбаев, они ухитряются играть на "зелёной повестке", публикуют "экономические стратегии по канонам Всемирного банка и МВФ, наращивают работу Срединного коридора. Это происходит как бы в обход России, но с участием Москвы и в интересах Китая . Поэтому как таковых претензий из-за нарушений санкционного режима к республике нет.
Что касается инфополя, то здесь, очевидно, что власти Казахстана с ним уже начали достаточно активно бороться. Вспомнить прошлогодний список лиц, которые получают иностранное финансирование или пресечение внешней повестки - запрет парадов на 8 марта и прочие подобные примеры.
А президент Токаев уже упомянул тезис о "суверенной демократии", который основан на национальных, а не глобальных интересах и ценностях".
Однако из-за этого и нарастают политические провокации. Политолог считает, что пока нет особого потенциала для массовой политической протестности, но есть "активные попытки его сформировать и любой ценой дестабилизировать Казахстан".