Масленица

Что мы действительно знаем о Масленице, истоках и значении праздника? Почему каждый год она приходит в разное время, но всегда – в начале весны, какие названия носят дни масленичной недели и что нужно делать в каждый из них, и, наконец, почему главным угощением этого праздника являются именно блины? Какие гуляния и игры устраивались в эти дни? Каковы особенности в обычаях и обрядах праздника в разных областях и у различных слоёв населения?

Ответы на все эти вопросы можно найти в книгах, хранящихся в отделе книжного фонда музея. Небольшую подборку изданий по данной теме мы хотим предложить сегодня вашему вниманию.

Масленица. Рис. с лубка
Масленица. Рис. с лубка

Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. В это время, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.

Ежегодно даты начала и окончания масляной недели меняются. Связано это с особенностями празднования главного церковного праздника – Пасхи Христовой. Пасху отмечают каждый год в разные числа. В этом году она приходится на 5 мая. Соответственно, Великий пост начинается 18 марта. Следовательно, в 2024 году празднование Масленицы начнется в понедельник, 11 марта, а закончится в воскресенье, 17 числа. Исторические корни Масленицы уходят в дохристианские времена. Ее отмечали многие восточнославянские народы.

П.Н. Грузинскиий. Масленица. 1889
П.Н. Грузинскиий. Масленица. 1889

«Скоро Масленицы бойкой закипит широкий пир», – эти строки русского поэта Петра Вяземского как нельзя лучше отражают восприятие праздника в России. По сути, это было самое радостное в году событие. Масленица – самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка». Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Связано это с тем, что Масленица приходилась на период весеннего равноденствия. Для древних славян это было временем смены сезонов и началом нового года. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре.

Широкая русская масленица (лубок). Типо-литография торгового дома А. Стрельцова и сыновья
Широкая русская масленица (лубок). Типо-литография торгового дома А. Стрельцова и сыновья

Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами.

Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

В.И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891. ГРМ
В.И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891. ГРМ

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица». Праздничная неделя делится на две части. С понедельника по среду отмечают Узкую Масленицу. А с четверга начинается Широкая Масленица, то есть масштабное празднование. При этом у каждого дня Сырной недели есть свое название и свои традиции. В воскресенье перед Масленицей наносили визиты родственникам, друзьям, а также приглашали в гости. Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, этот день называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».

Понедельник – «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями. Главное событие масленичного понедельника – выпекание первого блина. На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно.

Вторник – «заигрыш». В этот день устраивали смотрины невест, начинались веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки – женихов (причем, свадьбы игрались только после Пасхи). Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!»

Среда – «лакомка». В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение к мужу своей дочери. Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей.

Б.М. Кустодиев. Масленица. 1916. ГРМ
Б.М. Кустодиев. Масленица. 1916. ГРМ

Четверг – «разгуляй». Начиналось празднование Широкой Масленицы. В этот день, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» – то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главные развлечения для мужской половины в четверг – оборона или взятие снежного городка, кулачные бои.

Пятница – «тещины вечера». В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь – жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким. Согласно обычаю, именно этот день был решающим: от него зависело, какими будут отношения в семье весь год.

Суббота – «золовкины посиделки». Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужем, то невестка звала свою замужнюю родню. Новобрачная должна была подарить золовкам подарки.

Воскресенье – это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды. Затем поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста – Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Автор текста: Иванова Светлана Михайловна, заведующая библиотекой Российского этнографического музея.

Список литературы к книжной выставке:

  1. Докучаева В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь и творчество.- М.,1991. - 206 с., ил.
  2. Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. - СПб.,1994.- 235 с., ил.
  3. Игра и страсть в русском изобразительном искусстве: Альбом. – СПб., 1999. - 359 с., ил.
  4. История русского театра в 2-х т. Т.1. - Л.- М., 1929.- С.155-160.
  5. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: Учеб. пособие. - Челябинск, 2010.- 251 с., табл.
  6. Любецкий С. Отголоски старины (Историческая мозаика). – М.,1867.- 152 с.
  7. Очерки русской народной культуры. - М., 2009. -787 с., ил.
  8. Петрушевич А.С. Общерусский дневник церковных, народных, семейных праздников и хозяйственных занятий, примет и гаданий. - Львов,1866.- 104 с.
  9. Праздники и обряды как феномены этнической культуры: Материалы десятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. - СПб., 2011.- 460 с.
  10. Приглашение к обеду. Поваренная книга русского музея. – СПб., 2013.- 251 с., ил.
  11. Русские обычаи и обряды. Семейные обычаи. Календарные обряды. Подвижные праздники.- М., 2005.- 320 с.
  12. Русские праздники. – М., 2008.- 144 с., ил.
  13. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып.1.- М.,1857.- 143 с.
  14. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Иллюстрированная энциклопедия. - СПб., 2001.- 669 с. + 12 л. ил.
  15. Святочные и масляничные беснования.- М.,1894. - 32 с.
  16. Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Народный дневник. Праздники и обычаи.- СПб.,1885.- 240 с.
  17. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. - СПб.,2008. - 336 с., ил.
  18. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия.- СПб., 2003.- 560 с., ил.
  19. Шангина И.И., Некрылова А.Ф. Русские праздники. - СПб., 2015.- 462 с., ил.+16 с. вкл.