Найти тему
В некотором царстве

Снежная Королева

Оглавление

Про метод

Почему внешность Снежной Королевы резко отличается от внешности остальных персонажей мультфильма? многие наверняка в курсе, что Снежную королеву рисовали способом ротоскопирования с озвучивавшей её актрисы Марии Бабановой (в отечественной мультипликации этот метод еще назывался «эклер» — по марке фирмы-производителя длинного стола, на котором осуществлялись все манипуляции. Метод был широко распространен в 1940 — 1950-е годы). При таком способе рисования, полностью загримированную актрису снимали на плёнку, а потом полученное изображение покадрово переводили в рисунки на целлулоид.

Режиссёр-мультипликатор Дэйв Фляйшер, автор технологии ротоскопирования, с афишей  «Снежной Королевы»
Режиссёр-мультипликатор Дэйв Фляйшер, автор технологии ротоскопирования, с афишей «Снежной Королевы»

Я читала воспоминания Льва Атаманова, он говорил, что Снежную Королеву так рисовали целиком и полностью, в отличие от остальных (Герду — частично, нарратора метод вообще обошел стороной).

Про чувства

- Слушай! Я выпущу тебя на волю, но за это ты отвезешь девчонку к Снежной Королеве.
- Ох, как хорошо!
- Благодарю тебя.
- Подожди. Вот, возьми... Шапочку... Руковички... Муфточку. Нет, постой, муфту я себе оставлю. Ну, скорей, скорей!
- Спасибо тебе за всё.
- Молчи ты, не реви. А то может быть раздумать?

За что вы любите этот мультфильм? Я — за чувства и эмоции. Их там столько же, сколько и шикарного, сияющего визуала.

Раскадровка
Раскадровка

Про вдохновение


Мультфильм «Снежная королева» получил призы на международных кинофестивалях в Венеции (1957), Каннах (1958) и Риме (1958). Любили его везде и всюду, в том числе и в Японии.

Тут сразу стоит сказать про Хаяо Миядзаки, которые сильно не любил мультфильмы Уолта Диснея, до утомления работал аниматором в токийской студии Toei Doga, глубоко разочаровался во всей индустрии и собирался искать себя в других областях.

Однако в 1964 году профсоюз компании, где он тогда работал, провёл показ советского мультфильма «Снежная королева», который изменил всё.

-5

"Если бы я тогда не посмотрел «Снежную королеву» на организованном показе от профсоюза компании, честно, я сомневаюсь, что продолжил бы работу аниматором", - пишет Миядзаки в своей книге.

В музее Ghibli в 2007 году повесили плакат со «Снежной королевой» и подписью от Хаяо: «Моя судьба и мой любимый фильм».

Про религию

В советских изданиях, привычных нам с детства, закономерно опущены идеи христианской добродетели и самопожертвования. А это большое опущение для понимания повествования. В его основе лежат религиозные мотивы веры и любви.

Сказка начинается с дьявола, который привносит в мир зло. Вполне буквально — зло из бытийного переходит в бытовое, физическое воплощение зла — кривое зеркало. Гедре помогают Бог и молитва, бабушка Герды читает Евангелии, однако религиозный мотив не вошел ни в одну из экранизаций.

Конфликт построен на противоборстве веры, христианской безусловной любви, и разума. Снежная Королева представляет разум.

Кай взглянул на нее, она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица.

Гедра представляет веру. Она обращается к Богу. Ее безусловная любовь победоносна. Вечная жизнь достигается бескорыстными поступками и самопожертвованием, это путь в Царствие Небесное, о котором читает бабушка. Снежная Королева дает Каю задание выложить из льдинок слово «вечность», но холодный ум не достигает вечной жизни, просто не может. Когда у него ничего не выходит, автор сообщает читателю, что Кай избрал неверный путь. Когда к нему подходит Герда слово «вечность» складывается само собой. Любовь – синоним тепла, которое уничтожает лед, − вкупе с верой главной героини открывают ей путь к вечности.

Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон. Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!» Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:

Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.

Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло теплое, благодатное лето!