Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Гражданство и другие плюшки, которые получают дети, рожденные в самолете

Оглавление

Около 70 человек во всем мире известны как «неборожденные», то есть, рожденные прямо во время полета в самолете. Многие считают, что неборожденные вытянули счастливый билет, ведь столь уникальный способ появления на свет в некоторых случаях дает второе и даже третье гражданство и возможность бесплатно путешествовать по миру. Серьезно?

СТАС ИВАНОВ | 13 марта 2024 г

Новорожденный неборожденный и его ангел-хранитель
Новорожденный неборожденный и его ангел-хранитель

О первом ребенке, родившемся во время перелета, история знает благодаря вырезке из местной газеты штата Флориды, датированной 1929 годом. В заметке говорилось, что самолет кружил над городом на высоте 600 м, пока роды не закончились. Случай был настолько уникален, что у экипажа не было инструкций, как себя вести - снижаться или нет. Девочка родилась благополучно и ее назвали Эйрлайн (Airline). Конечно же.

Так вот. По подсчетам Международного общества туристской медицины, с 1929 по 2018 годы в облаках родилось 74 младенца, двое из которых не выжили, судьба еще одного неизвестна. Однако, это не точные данные, на дворе-то уже 2024 год, наверняка неборожденных уже прибавилось на несколько единиц. Забавно, что официальной статистики от какой-нибудь контролирующей все перелеты организации, например, Международной ассоциации воздушного транспорта, не ведется.

Но даже ориентируясь на имеющиеся данные, известно, что 75% рейсов были международными, а 26% всех рейсов были отменены из-за экстренных родов, начавшихся во время взлета или спустя малое время после взлета (самолет тогда просто возвращался в аэропорт, где роженицу уже поджидала скорая). Так что, если уж вы решите родить ребенка в полете ради гражданства другой страны или ради бонусных путешествий, то выбирайте максимально дальние перелеты и подгадайте так, чтобы роды случились на середине полета и лучше всего над океаном, когда возвращаться уже поздно.

Чаще всего, согласно имеющейся статистике, авиа-роды наступают в период от 25 до 38 недель, из них 10% на сроке 37-38 недель, 16% на сроке 34-36 недель, 19% на сроке 31-33 недели и 12% - до 32 недель. Врачи, медсестры, летный состав и другой медицинский персонал оказывали медицинскую помощь в 45% родов. В остальных случаях - не знали, что делать, и ждали, когда все случится само собой. Ну или среди пассажиров по счастливой случайности оказывались врачи и акушеры.

К счастью, авиакомпании хоть и надеются, что на их бортах роды не наступят (по статистике, одни роды приходятся на каждые 26 миллионов пассажиров), но на всякий случай проводят для экипажей курсы родовспоможения. К сожалению, это все равно большой риск - стюардессы все-таки не акушерки, даже после успешно пройденных курсов.

Рожать в самолете это очень большой риск. Как правило, рожденными оказывались недоношенные дети. И им приходилось хуже, чем недоношенным детям на земле. Во-первых, воздух разрежен, поэтому ребенку труднее дышать. Это все равно, что родить недоношенного ребенка высоко в горах, на Эвересте, например. Еще более отрезвляющий фактор: нет пренатальных экспертов с высокотехнологичным оборудованием, которые могли бы помочь, если во время родов возникнут дистрессы или потребуется экстренное кесарево сечение. У самой роженицы может начаться гипервентиляция и другие тревожные, а то и критические состояния.

Неудивительно, что многие авиакомпании просто-напросто ограничивают женщинам на определенном сроке беременности вход на самолет. Например, Air France, Etihad, Lufthansa и некоторые другие международные перевозчики не возят беременных со сроком свыше 36 недель. ВОЗ их поддерживает и рекомендует отказаться от полёта, если:

  • срок беременности уже больше 36 недель (больше 32 недель для многоплодной беременности),
  • беременность протекает с осложнениями (патология беременности, угроза выкидыша и прочее).

В любом случае, если вы летите в интересном положении, уточните, какая авиакомпания вас не боится, возьмите с собой карту с выписками о беременности и справку от наблюдающего врача, что перелет вам по состоянию здоровья разрешен. На случай, если вас все же не захотят пускать в самолет. Ну мало ли... Общеотраслевого правила относительно беременных не существует: некоторые авиакомпании отказываются перевозить женщин после 36 недель беременности , в то время как другие принимают их до 40 недель при наличии соответствующих медицинских справок.

Итак, вы на борту. Вы готовы. Учтите, что процедуры родов в полете не формализованы: когда все начнется, вас могут пересадить на более просторное и удобное место в бизнес-классе или первом классе. А могут и не пересадить. Тут как повезет. Бортпроводники будут стараться действовать как акушеры и акушерки, пока самолет мчится к пункту назначения.

На борту авиакомпании Frontier родилось небесное дитя
На борту авиакомпании Frontier родилось небесное дитя

Теперь про самое интересное: гражданство ребенка, рожденного в небесах

Что касается гражданства ребенка, рожденного на высоте 10 км, то универсального правила не существует. Безусловно, ребенок в первую очередь получает гражданство своих родителей, но имеет право получить дополнительное гражданство.

Самая частая практика — это получение гражданства той страны, которой принадлежал самолёт, ставший роддомом ребенку. То есть, если самолет, на котором вы летели и родили, официально зарегистрирован в Гондурасе, то в соответствии с Конвенцией 1961 года о сокращении безгражданства, ребенок имеет полное право стать гондурасцем.

В целом же, неборожденный может претендовать на три вида гражданства:

  • Страны, которой принадлежит самолёт
  • Страны, над чьей территорией произошли роды
  • Страны, где самолёт приземлился.

Бывает, что ребенку присваивается место рождения того воздушного пространства, над которым он пролетает (например, США, Канада), если это получается надежно зафиксировать. В тех случаях, когда воздушное пространство невозможно определить (например, над международными водами, над Тихим океаном) и это грозит ребенку стать апатридом, то дается гражданство страны, где зарегистрирован перевозчик. Даже если страна не хочет его давать. Например, Англия ни в своих самолетах, ни над своей территорией новорожденным гражданство не дарит.

На паспорт государства, где самолёт совершил посадку, тоже можно претендовать, если законы этой страны предоставляют гражданство по «праву почвы».

В 2024 году принципа «права почвы» придерживаются следующие страны: Аргентина, Антигуа и Барбуда, Белиз, Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Гватемала, Гренада, Гондурас, Доминика, Доминиканская республика, Канада, Колумбия, Лесото, Малайзия, Мексика, Никарагуа, Панама, Пакистан, Парагвай, Перу, Румыния, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, США, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Чили, Эквадор, Ямайка. И наверняка мы еще кого-то упустили.

«Право земли» в разных государствах:  синий цвет - безусловное или почти безусловное для всех родившихся на территории государства; голубой - право применяется с ограничениями, светло-голубой - право отменено, серый - право отсутствует
«Право земли» в разных государствах: синий цвет - безусловное или почти безусловное для всех родившихся на территории государства; голубой - право применяется с ограничениями, светло-голубой - право отменено, серый - право отсутствует

Но не все так просто! В нескольких странах из этого списка действуют всевозможные поправки. Например, Доминиканская республика, Колумбия, Лесото, Малайзия, Румыния, Сальвадор и Фиджи придерживаются ограниченного принципа «права почвы» — один из родителей все-таки должен иметь гражданство страны. То есть, тут прежде всего действует право крови, которого, кстати говоря, придерживается большинство стран.

Вот реальная история одного из неборожденных. В 2016 году беременная женщина села на самолет Cebu Pacific из Дубая на Филиппины, и на борту начались роды. Но они начались на два месяца раньше срока, и у экипажа были опасения за здоровье матери и ребенка, у них не было инкубатора на борту, и было принято решение запросить посадку в Индии. Однако, не смотря на то, что ребенок родился в Индии, он не имел права на индийское гражданство, но он получил гражданство Филиппин, так как роды начались на борту принадлежащего Филиппинам самолета, и это не зависело от того, какое гражданство было у матери. По закону Филиппин, претендовать на гражданство могут те, кто родился на территории государства от подданных других стран. Самолет Филиппин будет кусочком филиппинской "почвы", даже если летит над США.

Кстати, в этом случае можно еще и третье гражданство получить, так как США предоставляют гражданство вообще любому ребенку, рожденному на самолете над территорией США или в их воздушном пространстве, независимо от того, какое гражданство у родителей или какое "гражданство" у самолета. А вот если зарегистрированный в США самолет станет роддомом за пределами воздушного пространства США, то новорожденный американского гражданства не получит, так как Госдепартамент США не считает зарегистрированный в США самолет продолжением своей территории.

В российских самолетах тоже были прецеденты. Один в "Аэрофлоте" в 2012 году, второй - на борту "Уральских авиалиний" в прошлом году. Причем самым удивительным в них было то, что на борту абсолютно случайно (!) оказались неонатолог, две медсестры-акушерки и врач-рентгенолог. Поверишь тут в ангелов-хранителей.

А как насчет бесплатных путешествий?

Это правда - некоторые дети, рожденные в самолетах, действительно могут летать бесплатно самолетами той авиакомпании, которая приняла их роды. Но это право они получили в подарок от компании, и претендовать на него не могут, если компания не хочет проявлять такую щедрость.

Например, Cebu Pacific дала такую привилегию своему неборожденному на всю оставшуюся жизнь, AirAsia разрешила пожизненно бесплатно летать своими самолетами не только ребенку, но и его маме. Бесплатно на всю жизнь дарили путешествия своим новорожденным (но без мам) Thai Airways, Asia Pacific Airlines и Polar Airlines. А вот Virgin Atlantic разрешила бесплатно летать своему небесному младенцу только до достижения им 21 года, Al-Jazeera - до 18 лет. British Airways подарила своему новорожденному пару билетов в любую точку мира на 18-летие и привилегию выбирать хорошие места без доплаты за хорошие места. Frontier вообще ничего не обещала и не дарила.

В общем, тут уж как повезет. А то еще нарветесь на таких, как EgyptAir, которая поначалу тоже пообещала пожизненные бесплатные перелеты для роженицы и ее ребенка, а потом стала отказываться от своих слов, когда прикинула, а вдруг мамочка решит часто летать? Некрасиво получилось.