Вы знаете, а ведь уже третью неделю подряд на Арбате встречается оргкомитет Московского клуба партизанского маркетинга. Похоже, китайцы правы и циклы повторяются каждые 12 лет.
Некоторые события в моей жизни происходят словно совсем независимо от моей воли. Просто потому что так надо. Два ковидных года, два года СВО оставили свой след на предпринимательстве. Введение маркировки интернет-рекламы словно накинуло новые маски. Ковида нет, и масок нет. А действия всё так же продиктованы страхом. Что-то сделаешь не так - получишь штраф.
Раньше предпринимателю в голову приходила идея и он её тут же воплощал - делал добрый десяток публикаций в разных соцсетях копипастом и получал трафик в своё кафе, в свой магазин, на свою фабрику. И уходило на это пять минут. Сейчас подобное действие делает предпринимателя нарушителем закона. За которым потенциально следуют штрафы и - разорение. Потому что даже одного штрафа хватит, чтобы убить малого предпринимателя, а уж десяток штрафов поставит его в положение должника, из которого он будет выкарабкиваться всю жизнь.
Да, можно всё сделать "по закону" - запастись токенами, публиковать статистику, удалять опубликованные сообщения, чтобы прекратить собирать по ним статистику. Но! На это нужно не пять минут... И такого времени у предпринимателя нет. И желания жить в страхе нет. Поэтому скукоживается предприниматель, наступает на горло своей песне и публикует не десяток ссылок, а одну публикацию без ссылки.
Это необратимо меняет предпринимательское поведение. Потому что меняет его психологическое состояние.
Природа устроена так, что любое негативное изменение, тем не менее, порождает возможности для позитивных изменений. Да, это приводит к перераспределению ресурсов, перераспределению возможностей, перераспределению успеха. И порой можно очень красиво оказаться среди тех, кто такими возможностями воспользовался.
Какие же возможности открываются сейчас?
Возможность первая - сарафанное радио.
Сделать так, чтобы о вас говорили. УСТНО! В разговорах на кухнях, в разговорах в офисах, в разговорах в метро.
Возможность вторая - создать себе сильное и влиятельное имя.
Сделать так, чтобы люди связали новые тренды на рынке и новые услуги с вашим именем. Чтобы и без всякой интернет-рекламы каждый потенциальный клиент знал, когда и по какому поводу стоит к вам обратиться.
Возможность третья - знать нюансы законодательства.
И работать в интернете так, чтобы риск внезапного штрафа был нивелирован.
И самая важная возможность - четвертая.
Сформировать систему рычагов для своего продвижения. Стать частью такой системы, которая требует минимального интернет-продвижения. И при этом максимально увеличивает эффективность вовлечения потенциальных клиентов.
А вот о том, как это делать, мы начали говорить на клубах партизанского маркетинга двенадцать лет назад. И вновь возвращаемся к этой теме сейчас.