Долгие века существовала лишь одна форма территориального устройства государства – унитарное государство. Поскольку эта форма была наиболее простой и, фактически, «естественной» формой государственного устройства, а львиная доля всех государств в мире были монархиями, она была широко распространена.
Унитарное государство – форма территориального устройства, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований, и не обладают суверенными правами.
Унитарное государство обладает такими признаками, как:
- Территориальные единицы не обладают суверенитетом, государственная власть сосредоточена на уровне государства;
- Единые для всей страны высшие органы исполнительной, законодательной и судебной власти;
- Единая иерархическая система государственных органов с подчинением одному центру;
- Единая система законодательства;
- Составные части государства не обладают признаками суверенитета;
- Единое гражданство и единая денежная единица.
Классификация унитарного устройства государства
Классификация унитарных государств, в большинстве случаев, производится на основе критерия взаимодействия органов государства и местных органов власти. Таким образом, унитарные государства делятся на: централизованные и децентрализованные.
Основные черты централизованных унитарных государств:
- Строгая субординация органов местного самоуправления;
- Формирование органов местного управления центральными органами путём назначения;
- Самостоятельность местных органов власти незначительна.
Основными отличительными признаками децентрализованных унитарных государств являются такие, как:
- Органы местного самоуправления формируются населением самостоятельно;
- Органы местного самоуправления прямо не подчинены центральным органам, но подотчетны;
- Высокая степень самостоятельных органов местного самоуправления.
Помимо прочего, унитарные государства можно классифицировать по наличию автономий в их составе:
1. Простое унитарное государство – в составе отсутствуют автономии;
2. Сложное унитарное государство – в составе одна или несколько автономий.
О Республике Беларусь
Анализируя конституцию Республики Беларусь на предмет наличия автономий в составе государства, можно сделать вывод, что в Беларуси отсутствуют автономии, что говорит о характере простого унитарного государства.
Раздел 5 – «местное управление и самоуправление», в том числе статьи 117-120, говорят о том, что органы местного самоуправления формируются гражданами на выборах, а главы местных исполнительных органов назначаются президентом страны. Помимо этого, органы местного управления имеют крайне незначительную самостоятельность, это выражается в узком спектре их решений, кроме того данные решения могут быть отменены вышестоящими органами власти, которые уже напрямую контролируются президентом.
Резюме: Республика Беларусь является простым централизованным унитарным государством.
О Королевстве Испания
Подвергая конституцию Испании анализу на наличие автономий, выяснилось, что в Королевстве Испания 17 автономий – автономных сообщества – которые являются основной административно-территориальной единицей испанского государства. Некоторые из автономий имеют право самостоятельного взимания налогов, располагают собственной полицией, подчиняющейся региональному правительству. Также автономные сообщества имеют право изменять границы муниципалитетов. Таким образом, можно говорить об Испании, как о сложном унитарном государстве.
Глава 2 «О местной администрации» конституции Королевства Испания говорит о гарантии муниципалитетам автономии. Управление муниципалитетами осуществляется советами, которые состоят из выборных должностных лиц – советников и алькальдов. Они избираются на основе всеобщего, равного голосования между жителями муниципалитета. Органы местного управления и самоуправления имеют достаточно широкие полномочия в экономической, социальной и иных сферах жизни испанского общества. В этом прямо прослеживается децентрализация испанского государства.
Резюме: Королевство Испания является сложным децентрализованным унитарным государством.
О Королевстве Норвегия
Изучая устройство Королевства Норвегия на предмет автономий, выяснилось, что в норвежском государстве автономии отсутствуют. Данный факт может говорить о том, что Норвегия является простым унитарным государством.
Рассматривая характер взаимоотношений между органами государственной власти Норвегии, можно выяснить, что в Конституции норвежского королевства отсутствуют статьи, посвященные принципам местного самоуправления. Таким образом, местное управление не имеет прямой конституционной защиты. Хотя органы местного управления и самоуправления, в большинстве своем, избираются населением, они имеют весьма скромные полномочия, к тому же центральные власти в любое время могут повлиять на работу местных органов управления.
Резюме: Норвежское королевство является простым централизованным унитарным государством.
Что в итоге?
Оценивая данное сопоставление и подводя итог анализу унитарных государств, можно подвести:
1. Королевство Испания, являясь сложным децентрализованным государством, по своему характеру приближается к регионалистскому государству – высоко децентрализованному унитарному государству, в котором большинство административно-территориальных единиц являются автономными образованиями и наделены широкими полномочиями, кроме того, можно предположить, что конечным результатом эволюции территориального устройства Испании станет ее переход к федеративному устройству государства;
2. В это время, Республика Беларусь и Королевство Норвегия по своему характеру стремятся к федеративному устройству государства, поскольку с течением времени их местные органы управление неизбежно получат более широкие полномочия, таким образом, смею предположить, что два данных унитарных государства в обозримом будущем смогут стать странами - федерациями.
PS: Статья подготовлена на основе официальных нормативно-правовых актов, науки теории государства и права и содержит мнение автора, являющееся его личным оценочным суждением.
By: Evin