Действие монооперы «Мир дивных комнат» (12+) композитора Вадима Генина происходит внутри видеоигры с единственным героем – компьютерным игроком. Протагонист, партию которого исполнит Алена Верин-Галицкая, перемещается по локациям под электронные звуки и голоса, а фоном для приключений становится компьютерная графика.
Графический пролог этого произведения до боли напоминает олдскульные компьютерные игры, как то Heretic, Duke Nukem, Quake... О, эти громоздкие мониторы с электронно-лучевыми трубками и разрешением экрана 800х600! За время, пока загружается игра, можно было запросто приготовить себе чаю. Так и здесь: на проекционном экране проходит заставка, неспешно бежит полоска загрузки. Тем временем на сцену выходит игрок (певица), проходит небольшое обучение и начинает путешествие по «Миру дивных комнат». Зрители напряженно наблюдают за прохождением квеста, где на каждом шагу появляются всё новые задания и подстерегают опасности. К счастью, Game Over в компьютерной игре – это, хотя и смертельно, но вовсе не фатально.
И все же, чем ближе к концу игры, тем заметнее признаки безумия игрока (да и в реальной жизни такое нередко наблюдается, когда, переутомившись бегать и стрелять, игрок словно впадает в небольшое психическое расстройство). Финальная сцена, где идет борьба человека и программы за максимальный набор очков, страшна в своей надчеловечности, и даже хеппи-энд выглядит не столько победой, но желанным избавлением от этого трижды дивного мира.
Виртуальную вселенную оперы создала арт-группа «Киберчайка» (Санкт-Петербург), талантливо спародировав локации компьютерных игр девяностых годов прошлого века и нашпиговав видеоряд аллюзиями, милыми сердцам геймеров в возрасте 50+.
Компьютерная игра – новый мир со своими законами или проекция реальности? А может быть, это пространство, условности которого схожи с условностями старинного жанра оперы? Так или иначе, музыкальный язык премьеры насыщен драматическими вокальными фразами, мелодика и лексика которых словно выдернуты из барочной оперы. Да и пластика певицы с характерной жестикуляцией, принятием красивых поз и заламыванием рук, безусловно, отсылает к пластике оперной сцены.
Технологии властно вторгаются в жизнь, и виртуальность становится все более реальной. Так, почти четыре года назад, отчасти ввиду коронавирусного локдауна, в игровой вселенной Minecraft открылся Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова и там показали версию «Вишневого сада», причем в постановке участвовали и скины реальных артистов, и зомби-бот. Да хоть сейчас любой желающий может погулять по виртуальным интерьерам знаменитого здания на Фонтанке, 65. В этом контексте мысль о схожести компьютерной игры и оперы очень перспективна.
Остается лишь добавить, что исполнение ультрасовременной оперы стало завершающим событием цикла «Музыка сейчас», познакомившего зрителей и слушателей с различными проявлениями академической музыки сегодняшнего дня.
Проект «Музыка сейчас» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Мария Федотова.
]]>