Найти в Дзене

Спящая совесть – и проблемы как не было

Ложечка дегтя на каплю меда

Только не подумайте, что я про выборы. Я про предложение кандидата в президенты Владислава Даванкова – восстановить прямые выборы мэров. Об этом говорят практически непрерывно, и, по моему мнению, эта не очень свежая, но очень популистская мысль никакого влияния на президентские выборы не оказывает и не окажет. Тем не менее интересно порассуждать на эту тему.

Давайте только сразу отбросим «сократовскую» тему: о том, что именно БОЛЬШИНСТВО, состоящее из пирейских докеров и проституток, приговорило великого мыслителя к смертной казни. От «большинства» никуда не деться, да и понимание того, чем демократия отличается от господствующего в наших палестинах демократического централизма, придет не сразу и даже не при нашей жизни.

Остановимся на двух вариантах: когда мэра выбирают граждане (для Самары – это случай Лиманского) и когда его выбирает городская дума (случай Лапушкиной). Что в итоге? Позорище – и тогда, и сейчас!

Выборы мэра – это при современном российском массовом сознании нелепица. На любых выборах побеждает тот, кто лучше владеет выборными (политическими) технологиями. А кто есть мэр? Мэр есть хозяйственник, которого «советники», «партнеры» и «предприниматели» не смогут обмануть в вопросах поставок, стоимости и сроков работ, а также прочей «ерунды», без знания которой казна худеет, а хозяйство разваливается.

В постсоветской Самаре я знаю лишь одного мэра-хозяйственника – Виктора Тархова. Давайте обойдемся без болтовни про его ошибки. Они были, и немалые, но Самаре «в дерьме не бултыхалась». А почему? Потому, что победители всякошных выборов (то есть политики) рассматривали мэрскую должность как ступеньку в мир большой политики (простите за омофоны: «мэрская» – «мерзкая» – не я их придумал).

А лестница в мир большой политики и содержание горводоканала – они в разных мирах существуют. В этих мирах даже на разных языках разговаривают.

Вот один достоверный случай. Произошла в одном (известном мне) городе Глупове авария. Приехали аварийные службы и начали работы под руководством совсем не политически нацеленного заместителя мэра. Водолаз спустился в колодец – исправляет.

Вдруг «застрекотали» телекамеры: мэр приехал и с размаху начал орать. Неважно что – важно, что грозно и артистично. И тут из колодца появляется водолаз. Спокойно подходит к мэрскому заместителю и отчетливо так говорит: «Пока этот идиот отсюда не уедет, я в колодец больше не полезу».

«Идиот» уехал. Он всегда так орал – для «картинки», но никогда не задумывался: а может, в отставку? Для этого нужны совесть, порядочность, да много того, чего у мэра-политика никогда не водилось.

***

И мы мэра в отставку отправить не можем. Так какая разница – прямые выборы или кривые? Мы-то всё равно останемся с прорванными трубами, с гололедом три месяца в году, без горячей воды месяц и с транспортом, двигающимся по какому-то своему особому расписанию.

А как же быть? Только один совет, и тот не мой, а Айзека Азимова: «Никогда не позволяйте морали удерживать вас от правильных поступков».