Найти тему
diletant.media

Сету: родственники эстов и «полуверцы»

На протяжении почти всей своей истории народ сету находился на фронтире русской и эстонской культуры. В настоящее время их осталось немногим больше 10 тысяч.

«…В особенности поразительно сходство первобытной финки с сетукезкой, выражающееся не только в покрое одежды, но и в выборе и сочетании цветов, так что при первом взгляде на изображения «Калевалы» кажется, что видишь перед собой сетукезку». Так в начале 20-го века описывал женщин народности сету пастор и этнограф Я. Гурт. По его оценкам, численность «сетукезов» тогда составляла почти 20 тыс. человек. В настоящее время в России их насчитывается всего несколько сотен. Большинство их соплеменников находится в Эстонии — события 20-го века привели к разделению некогда единого народа.

Сету и эстонские племена

Финно-угорские племена появились на территории Эстонии в 1-м тысячелетии до н. э. Они прибыли с востока и смешались с местным автохтонным населением. Именно с этого момента принято начинать отсчёт эстонцев. В дальнейшем эти племена испытали на себе сильное культурное влияние соседей — славян, балтов, а позднее и немцев. Впервые эсты были описаны ещё в античных источниках — о них, в частности, писал Тацит. В русских летописях финно-угорские племена, находившиеся на западных границах Великого Новгорода, получили собирательное название «чудь».

Сету. (Wikimedia Commons)

По всей видимости, именно «чудское» происхождение имеют современные сету. Во всяком случае, наиболее популярная версия этногенеза этого народа гласит, что они являются потомками древних эстов, сформировавшими свой особый культурный облик из-за места расселения, прямо на границе русских земель и Прибалтики.

Тем не менее существуют и более радикальные гипотезы. Так, сету связывают со сбежавшими в 13-м веке от немецкой колонизации на восток финно-угорцами, которые на новом месте жительства приняли православие. С началом шведского владычества в регионе сету «пополнялись» за счёт новых беженцев, которым теперь вместо католичества насаждали протестантизм. Эта версия слабо распространена среди профессиональных этнографов. Тем не менее факт остаётся фактом — на территории современных восточной Эстонии и Псковской области появился этнос, хотя в языковом отношении родственный эстонцам, но придерживавшийся православной веры.

На пограничье

Ареал проживания сету оказался границей нескольких миров, как культурных, так и религиозных. При этом этнос тяготел именно к России, хотя на русском языке не говорил. Единственное, что связывало славян и «восточных эстонцев» была вера. Духовная жизнь двух народов региона сосредоточилась вокруг основанного в 15-м веке Псково-Печерского монастыря.

Однако православные сету не говорили и не читали на русском, из-за чего не могли прямым образом познакомиться с религиозными православными текстами. Из-за этого в культуре этноса долгое время серьёзную роль играли языческие традиции, некоторые из которых на индивидуальном уровне существовали вплоть до 19-го века. Из-за этого русские часто называли сету «полуверцами», полагая, что те исповедуют православие неискренне.

-2

Флаг сету. (Wikimedia Commons)

В 18-м веке практически вся Прибалтика вошла в состав Российской империи. Сету и родственные им эстонцы оказались в одной стране, что открыло возможности для культурного обмена. «Полуверцы» сыграли большую роль в контактах русских и прибалтов, находясь в культурном отношении как бы на «пограничье». Сету занимались главным образом сельским хозяйством, а их лён пользовался большим спросом у соседей. Популярность тканей привела к росту материального благосостояния поселений этого этноса.

На 1903 год численность сету составляла около 20 тыс. человек. Тогда же весь регион столкнулся с проблемой перенаселения — пригодных для сельскохозяйственной обработки почв было слишком мало для обеспечения потребностей людей, проживавших на западе Псковской губернии. Поэтому в эпоху столыпинских реформ около 5 тыс. сету перебралось в Сибирь.

Разделённый народ

Как и для всех народов бывшей империи, в 1917 году, для сету началось время испытаний. Первая Мировая война обошла стороной Псковскую губернию, что нельзя было сказать о войне гражданской. Ареал проживания сету стал ареной противостояния белых и красных (как эстонцев, так и русских). В 1920 году Советская Россия и Эстонская республика подписали мирный договор, по которому часть Псковской губернии, включая город Печоры, перешла под контроль молодого государства. Все сету оказались гражданами Эстонии.

Молодая республика, впервые обретшая государственность, переживала эпоху подъёма национализма. Это касалось и этнической политики. Сету считались «младшими» и «заблудшими» братьями эстонцев, что сказалось на культурной политике государства. Представителей этноса заставляли брать эстонские имена и фамилии, обучение в школах и гимназиях перевели на эстонский язык, а использование местного языка имело место лишь во время традиционных праздников или проведения этнографических исследований.

-3

Жених и невеста. (Wikimedia Commons)

Однако в этой политике был и плюс. Она позволила создать социальный лифт, с помощью которого многие сету смогли достичь карьерного роста и уехать из деревни. Язык и традиции всё ещё сохранялись в деревнях, которые, правда, также оказались под ударом. Дело в аграрной реформе, эстонского правительства. Её главной целью стало создание крепких крестьянских хозяйств (хуторов), что приводило к разрушению традиционной деревенской общины.

В 1940 году Эстония была присоединена к СССР. Состоялось новое разграничение территории, по которому Печоры вошли в состав РСФСР. Сету оказались разделены практически поровну. Национальная политика в советский период, впрочем, сильно не изменилась. В России сету учились на русском языке, в Эстонии — на эстонском. Даже в документах их записывали как эстонцев, не учитывая культурных и языковых различий. Несмотря на это, многие сету предпочитали перебираться в прибалтийскую республику. Причины лежали на поверхности — высокое качество жизни и родственная языковая среда. Если в 1945 году в Псковской области проживало более 5 тыс. сету, то к 1996 году их численность не доходила и до тысячи человек.

Сету в наше время

После развала СССР народ сету вновь оказался разделён. Однако на этот раз пропорции кардинально отличались от тех, что были в 1940 году. Тысячи сету оказались в независимой Эстонии, лишь сотни — в России. Вновь возник территориальный вопрос: эстонцы использовали проживавших по ту сторону границы соплеменников в качестве обоснования возвращения Печорского края. Однако с течением времени проблема границы была решена. Вопрос сету перешёл из политического в сугубо культурный.

В 1995 году Таллин инициировал программу переселения сету. Тем, кто переезжал в Эстонию на постоянное место жительства, выплачивалась значительная денежная компенсация, выдавались льготные кредиты на строительство жилья. Впервые была пересмотрена и национальная политика. Теперь к сету относились как к самостоятельному народу. За государственный счёт на языке этноса началось издание газет, книг. На территории Сетумаа (волости, где в основном проживают сету) заработало радио. Правительство также выделило средства на проведение традиционных праздников.

-4

Женский хор. (Wikimedia Commons)

Традиционное наследие сету оказалось под охраной ЮНЕСКО. Эстонское правительство приложило массу усилий для того, чтобы сделать из Сетумаа крупный туристический кластер, который получил название «Королество Сету». Тематические фестивали, музеи, научные этнографические работы и даже внутренняя автономия — Таллин приложил все усилия для сохранения идентичности этноса. На настоящий момент в Эстонии проживает более 10 тыс. сету.

Россия обратила внимание на исчезающий этнос лишь в последнее время. В 2010 году сету вошли в перечень малочисленных народов России, тогда же стартовала программа материальной поддержки. Звучали даже призывы к эстонским сету переезжать обратно в Россию, однако они остались без ответа. Согласно переписи населения, проведённой в 2010 году, к сету отнесли себя 214 человек. Из них больше 100 человек проживает в Псковской области, ещё 75 — в Красноярском крае.