Найти тему
Курган и курганцы

Каким должен быть придорожный сервис в Курганской области?

Специалисты обсудили проблему на одной из таких точек возле федеральной трассы «Иртыш»

«Не жизнь – Масленица!» – могли подумать дальнобойщики, проезжавшие по трассе «Иртыш» мимо Кургана 12 марта. Потому что в честь масленичной недели ФКУ Упрдор «Южный Урал» и Госавтоинспекция Курганской области решили не просто напомнить водителям о необходимости своевременного отдыха в пути, но и угостить блинами и горячими напитками. А заодно рассказать журналистам о правильном придорожном сервисе.

На трассе «Иртыш» в границах Курганской области после проведенных в последние годы масштабных ремонтных работ значительно выросла интенсивность движения транспорта. В 2023 году по этой дороге в сутки вместо привычных ранее 8 000 единиц транспорта проезжали 13 000. «Самым активным месяцем у нас стал август, когда по дорогам федерального значения в Курганской области проезжали до 24000 единиц транспорта в сутки. Это связано с тем, что в целом на территории Российской Федерации изменилась логистика, появились новые транспортные коридоры из-за введенных санкций», пояснил временно исполняющий обязанности начальника УГИБДД УМВД России по Курганской области Юрий Филипчук.

-2

Понятно, что такое количество водителей и пассажиров нуждается в качественном дорожном сервисе по пути следования. Людям нужны банальные уборные, хорошие точки общепита, заправки, а также гостиницы, душевые, автосервисы и магазины запчастей и не только. Все это – вопрос не только комфорта, но и безопасности дорожного движения, отметил начальник ФКУ Упрдор «Южный Урал» Владимир Муравьев: «Основная задача сейчас – это создать комфортные условия для всех участников дорожного движения. Проводится колоссальная работа по развитию придорожного сервиса и многофункциональных зон, чтобы можно было вкусно поесть и интересно отдохнуть, перемещаясь между городами, расположенными вдоль федеральных и опорных региональных автомобильных дорог».

Потому и место для проведения акции выбрали не случайно – 250-й километр трассы Р-254 «Иртыш», многофункциональная сервисная зона «Зауральский тракт». «Мы находимся на лучшей многофункциональной зоне не только в Курганской области, но и в Челябинской, пожалуй, тоже. Мы видим комплексный подход к созданию такой зоны, где обеспечена и безопасность движения, и комфорт размещения, и полный комплекс услуг, которые необходимы на дороге. Многие участники этого рынка могут поучиться у Курганской области, как строить такие объекты», – подчеркнул Владимир Муравьев.

Что должно быть у придорожного сервиса, чтобы он претендовал на статус образцового?

Нужен объект общественного питания с горячими блюдами собственного приготовления, удобные парковочные места в достаточном количестве, в том числе для большегрузного транспорта, сервис по ремонту автомобилей и продаже запчастей к ним, гостиничные номера и санузлы. Чтобы понять, чего хотят водители, в 1990-е генеральный директор комплекса дорожного сервиса «Зауральский тракт» Виталий Нохрин сам сел за руль дальнобойного тягача и проехал от Страсбурга до Южного Сахалина. «Например, я понял, как важны правильные туалеты! Я много раз бывал в Германии и посмотрел, как там относятся к туалетам – это всегда на первом месте. А еще аптека, сервис, продукты, запчасти, как помыться, как отдохнуть, как отремонтироваться – это все важно», – рассказал он.

Еще один важный элемент – эвакуаторная служба. Здесь есть эвакуаторы для разных, в том числе большегрузных автомобилей. Тяговая способность лебедки на эвакуаторе – до 300 тонн, она справится почти с любым застрявшим или сломавшимся грузовиком.

К сожалению, констатирует начальник Упрдор «Южный Урал», пока примеров такого комплексного придорожного сервиса в России очень немного. «Создание многофункциональных придорожных зон – это достаточно долгая и кропотливая работа. Для бизнеса привлекательно создавать крупные сервисные точки на оживленных трассах, но это требует колоссальных вложений в десятки и сотни миллионов рублей. Далеко не всегда это может окупиться в среднесрочной перспективе», – отметил Владимир Муравьев.

Упрдор «Южный Урал» как собственник федеральных дорог работает совместно с региональными властями в двух направлениях. Во-первых, над приведением существующих объектов сервиса в надлежащее состояние с организацией безопасного примыкания к дороге. Во-вторых, они определяют участки, которые были бы интересны бизнесу, чтобы возводить новые объекты сервиса, объясняют, как и где лучше сделать примыкание к дороге и выдают технические условия на него. «Практика показывает: когда дорога развивается и расширяется, на нее подтягиваются и крупные бизнес-участники – например, нефтяные компании, которые строят сейчас не просто заправки, а многофункциональные сервисные комплексы. Сейчас на территории Курганской и Челябинской областей на трассе «Иртыш» есть такое окно возможностей, потому что трафик увеличился. Мы ждем улучшения качества существующих объектов сервиса, потому что обостряется конкуренция, и появления новых. По всей стране бум внутреннего туризма, в том числе автомобильного. Мы готовы помогать всем, кто будет обращаться к нам за консультацией. Страну надо делать лучше, и в мелочах в том числе», – рассказал Владимир Муравьев.

Владимир Муравьев предостерег частный бизнес от попыток сначала построить объект придорожного сервиса, а потом попытаться оформить к нему примыкание. Может статься, что по нормам сделать съезд с трассы в конкретном месте вообще не возможно, и тогда кафе, заправку или автосервис останется только снести.

Всего в Курганской области около ста объектов придорожного сервиса, и качество многих из них хромает, поэтому Владимир Муравьев оценил общую ситуацию на четверку с двумя минусами. В этом году новых многофункциональных зон в регионе не появится. Но работа по улучшению ситуации ведется параллельно со строительством, расширением и ремонтом дорог. «Курганскую концепцию многофункциональной зоны мы будем обсуждать с челябинской администрацией для возможной реализации. Хорошие практики надо присматривать в любых субъектах, где есть концептуально правильные примеры», – отметил он.

В 2024 году в Курганской области капитально отремонтируют около 35 километров федеральных трасс, включая 20-километровый участок трассы «Иртыш» между Варгашами и Лебяжьим, десять километров дороги Екатеринбург – Шадринск – Курган, а также трассу до Тюмени.

Заехавшие на «Зауральский тракт» в тот день дальнобойщики сначала пугались скопления полицейских и журналистов, потом смущались, когда их угощали блинами и чаем из самовара. Но, поев, оттаивали, благодарили и улыбались. И все соглашались: дороги в стране в последнее время стали лучше, а сервис к ним подтянется.