Чрезвычайные ситуации в поездках бывают серьезные и курьезные
(с) Турагент
ВЫБИРАЕМ СТРАХОВКУ
Страхование в поездках обычно включает:
- Оказание экстренной медицинской помощи во время зарубежной поездки при внезапном заболевании или несчастном случае
- Транспортировку в ближайшую больницу, способную провести качественное лечение
- Эвакуацию в страну постоянного проживания
- Внутрибольничный контроль и информирование семьи и больного
- Предоставление медицинских препаратов, если их нельзя достать на месте
- Консультация врача-специалиста
- Оплата транспортных расходов по доставке заболевшего туриста или его тела в страну постоянного проживания
- Репатриация останков туриста
- Оказание юридической помощи при расследовании гражданских и уголовных дел за рубежом
ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ СТРАХОВОК
1. Страховка с франшизой и без нее. Франшиза – это обязательная сумма, которую турист платит самостоятельно при каждом обращении и которую не возмещает страховая компания. Такая страховка обычно дешевле, но ее лучше не брать в поездку, которую едут частоболеющие дети.
В этой статье развенчивают мифы о франшизе.
2. Страховка обязательная и добровольная.
Обязательная страховка возникает, когда вы делаете визу, когда едете в путешествие на машине (вам необходимо покупать так называемую Гринкарту). Стоимость гринкарты фиксированная и зависит от страны въезда. Например, в Беларусь ее стоимость составит 1140 рублей на 15 дней.
Добровольная страховка покрывает ваши дополнительные «хотелки»: пропажу имущества, экстремальные виды спорта, задержку рейса и т.п.
ГДЕ ИСКАТЬ СТРАХОВКУ
Напрямую:
- Любой офис известной страховой компании (если название страховой незнакомо, то смотрите наличие соответствующих лицензий). Например, ERV, у которых можно смотреть страховку от невыезда.
- У туроператора (например, FunTravel (бывший TUI)). У многих туроператоров также есть страховка от невыезда.
Через поисковики-агрегаторы:
У многих поисковиков страховок есть отличная служба поддержки, которая ответит на все вопросы. Например, у Cherehapa – это бот в телеграм: https://t.me/Cherehapa_support_bot
Как искать страховку на примере сайта Cherehapa:
1. Выбираете нужные параметры (какая страна/страны. Если страна находится в зоне Шенгена, то страховка автоматически покрывает все страны этой зоны). Если сомневаетесь, то выбирайте «Весь мир».
2. Сумма страхования зависит от страны, куда вы едете. Например, по требованию посольств для получения визы у вас должно быть покрытие минимум 30-50 тысяч евро в вашей страховке.
3. Выбираете нужные параметры вашего тура:
- Какие требования круизной линии
- Требования страны прибытия (например, должна покрывать обсервацию, лечение ковид и т.д.)
- Ваш вид отдыха (например, вы хотите кататься на серф-доске)
- Ваши опасения по поездке (боитесь, что потеряется чемодан, не успеете на пересадку из-за задержки рейса и т.п.)
- У вас специфическая поездка (например, вы едете на лечение)
- Вы хотите определенную страховую компанию
4. Страховка от невыезда покрывает очень ограниченное количество причин отмены поездки. Имейте ввиду, что если вы купили перелет, а сама авиакомпания возвращает вам деньги, то страховка будет покрывать только сумму штрафа (например, за отмену круиза полагается штраф 30%, а 70% вам вернут. Страховка покроет невозвратные 30%).
5. Смотрите, какие опции включены в каждую конкретную страховку прежде, чем ее покупать.
6. После оплаты страховки (неважно через сайт агрегатора-агентства или напрямую) вы получите полис на почту или на руки. Любой вариант подойдет, но имейте ввиду, что если у вас на руках «живой» полис, то не отдавайте его в визовый центр, лучше сделайте копию. Кроме паспорта визовый центр ничего вам не вернет.
АССИСТАНСЫ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ
Важнее не страховщик, через кого вы купили страховку, а его представитель за рубежом – ассистанс (сервисный центр). Рейтинги можно посмотреть:
Лучшие (на 2020 год)
- AXA Assistanse
- Euro-Center Holding
- Mondian Assistansw
- Savitar Group
- Tripisurance
Подробнее о том, зачем нужны ассистансы, и что от них зависит в статье: https://www.sravni.ru/text/zachem-nuzhny-kompanii-assistans-i-chto-ot-nikh-zavisit/
ДОКТОР, Я ЗАБОЛЕЛ
При возникновении страхового случая если летите заграницу от турфирмы, то можно поставить в известность турагента.
ВАШИ ШАГИ
1. Звонить в страховую компанию (звонки платные, но многие страховые используют различные мессенджеры)
ВАЖНО: страховку всегда в любом виде носить с собой (копию, номер договора или фотографию на телефоне).
Если с собой не будет полиса, когда будет страховой случай, то вполне может возникнуть хитрая фраза у страховщика «но, когда случился страховой случай, у вас же не было этого полиса», что приведет к столкновению интересов.
2. Далее страховая компания связывается с ассистанс и они связываются с вами и сообщают о ваших дальнейших действиях: либо вам присылают врача, либо вы едите в больницу. Если вы сами вызываете такси, то обязательно просите у таксиста чек, потому что страховая эти расходы возмещает.
3. В больнице: вас осматривает доктор, делает все необходимые анализы, выдают лекарства либо отправляют в аптеку с рецептами. Здесь тоже берите чек – эти расходы страховая должна возместить. Обязательно уточните у доктора вопросы сотрудничества со страховой компанией и применения предъявленного страхового полиса, равно как и спектр оказываемых услуг. Следите, чтобы не включили дополнительные услуги, которые не нужны или не оказывались.
ВАЖНЫЕ НЮАНСЫ РАБОТЫ СО СТРАХОВКОЙ
- Если вдруг назначили повторный визит: ни в коем случае не говорить об этом страховой, так как могут не оплатить. Идете на этот визит, лечитесь и потом звоните в страховую с вашими данными и говорите «симптомы не прошли». И вас по новой отправляют к врачам
- Если начали самолечение – скажите об этом врачу, но ни в коем случае не представителю страховой компании (если сам таблетку выпил и прочее).
- До звонка в страховую никаких посещений врачей, иначе они ответят «Вы же добровольно поехали, не мы же вас отправили».
Довольно часто может возникнуть ситуация: «Сначала вы платите за себя за мед.услуги, а потом в России вам все компенсируют». И для этого нужно при себе иметь много налички. Учитывайте этот нюанс при покупке страховки и уточняйте его у менеджеров. Что касается круизов, то это в принципе обычная практика: «сначала оплачиваете сами, потом вам возмещают». В самом круизе нет полноценного мед.учреждения, поэтому лечат на берегу.
Для этого составьте для себя таблицу, изучая разные практики на форумах, в чатах или в блогах страховых компаний с вариантами страховых случаев и как их избежать.
ЗАДЕРЖАЛИ, ЗАДЕРЖАЛИ, ЗАДЕРЖАЛИ РЕЙС
Изучите статью Роспотребнадзора о задержке рейса и ваших действиях.
Важный нюанс – у вас на руках должны остаться все подтверждающие задержку рейса документы (посадочные, фотографии задержки с табло или официального сайта терминала).
КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ЗАДЕРЖКУ РЕЙСА
AirHelp – сайт, на котором расписаны все права пассажиров и необходимые их действия в случае возникновения разных ситуаций.
Compensair – с помощью этого сервиса вы можете быстро рассчитать компенсацию, которую должны получить. Для этого необходимо указать все данные о вашей ситуации и ждать ответ системы.
БАГАЖ, ГДЕ МОЙ БАГАЖ?
Важно: снимайте со своего багажа все лишние наклейки – иначе ваша сумка может полететь не туда. Никто не будет разбираться, какая из наклеек соответствует вашему рейсу и может возникнуть путаница.
До конца перевозки и получения багажа сохраняй багажную бирку с посадочного талона
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
- Отправляйся на стойку Lost&Found (обычно она недалеко от стойки выдачи багажа) и заполни там заявление. Получи акт PIR. Жди, пока тебе позвонят в течение 21 дня.
- Остался без чемодана в чужом городе — требуй компенсацию первоочередных расходов (ЗУБНЫЕ ЩЕТКИ, СМЕНА КОМПЛЕКТОВ БЕЛЬЯ, ФУТБОЛКИ – ЗАВИСИТ ОТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АВИАКОМПАНИИ). Сохраняй чеки за покупки и предоставь их в офис авиакомпании. Тебе могут возместить от 70 до 100 евро (ПРИ ВОЗВРАТЕ ЧЕМОДАНА ДЕНЬГИ НЕ ЗАБИРАЮТ)
- Подай заявление на компенсацию за потерю багажа, если в течение трёх недель вещи не нашлись. Заполни в офисе авиакомпании бланк, приложи чеки и акт PIR. Укажи максимально возможную сумму компенсации.
- Иди в суд, если авиакомпания отказывается принимать заявление. Можешь требовать возмещения стоимости багажа, судебных издержек и морального ущерба.
- Когда тебе возвращают повреждённый багаж, ты имеешь право возместить затраты на ремонт или покупку нового чемодана. Пришли авиакомпании чеки и заявление в свободной форме.
Более подробно в статье: www.aviasales.ru/psgr/article/povrezhdenie-bagazha
КАК ЗАПОЛНЯТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ НА РОЗЫСК БАГАЖА
На стойке Lost & Found тебе выдадут готовый бланк. Укажи свои данные и как можно подробнее опиши чемодан. Что нужно написать (на английском языке):
- ФИО пассажира;
- контактные данные — телефон, email, адрес (тот, куда нужно привезти багаж);
- номер рейса и свой маршрут;
- данные с багажной бирки;
- цвет, размер, форму чемодана; Сделайте фотографию заранее
- в дополнительной строке — заметные отличительные черты чемодана; Сделайте фотографию заранее
- описание вещей — не просто «3 футболки и 4 юбки», а несколько уникальных предметов, которые помогут отличить его от остальных. Сделайте фотографию заранее. При покупке вещей для поездки, которые будут в чемодане – сохраняйте чеки.
Служба розыска: World Tracer (https://www.sita.aero/) – на этом сайте по зарегистрированному номеру отслеживаете самостоятельно свой багаж.
НЮАНС: В связи с тем, что наша страна под санкциями розыск багажа может затруднится.
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ
- Кладите необходимое в ручную кладь (документы, лекарства, гигиенические принадлежности, сменную одежду, зарядное устройство, деньги).
- Сохраняйте все чеки (на покупку чемодана, вещей для поездки и купленные в поездке (TaxFree подойдет).
- Все фотографируйте (как выглядит чемодан и то, что внутри).
- При себе держите сайты-помощники и порядок действия, чтобы не паниковать.
ПОТЕРЯ ДОКУМЕНТОВ
Часто паспорта забывают в кармашке впередистоящего кресла в самолете. Но в редком случае кто-то метнётся вам его вернуть
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
1. Обратиться в местную полицию (с заявлением: у меня украли, потерял паспорт). Они принимают заявление, выдают бумагу и с этой бумагой вы идете в консульство.
2. Хорошо иметь копии российского и загранпаспорта (водительские права, читательский билет – любое удостоверение личности с вашим фото и вашими персональными данными). Ваша задача доказать, что вы это вы.
3. Если вы приехали на отдых на 3 недели и в первый день потеряли паспорт – бежать сразу в посольство не нужно, так как выдают сроком на 14 дней документ. Будет не очень хорошо, если 14 дней пройдет, а вы не улетели
4. Если нет подтверждающих документов – надо найти 2х соотечественников, которые подтвердят, что вы это вы. Никто не будет проверять на сколько вы близко знакомы (главное не спалиться).
5. Вам дадут свидетельство, которое для вас будет временным документом, подтверждающим личность.
6. По приезду в России у вас есть 3 рабочих дня, чтобы обратиться в соответствующий орган. Ни в коем случае не говорите там, что у вас украли паспорт (даже если за границей вы сказали так). В противном случае там обязаны будут начать его искать, а это займет 3 месяца, в течение которых вы не сможете оформить новый документ.
ОЙ, МЕНЯ АРЕСТОВАЛИ
- Не препираться с сотрудниками полиции
- Спокойно выполнять то, что говорят
- Потребовать присутствие консула / адвоката. Без их присутствия ни в какие переговоры не вступать и ничего не подписывать. Они же должны предоставить переводчика (можно включать без них дурака из серии «моя/твоя не понимай»)
- В Америке лучше не делать резких движений, держать руки на виду и выполнять строго, что говорит остановивший полицейский (т.к. в Америке предполагают, что у вас может быть оружие)
- Почитать перед перелетом местное законодательство (например, в памятке туристу) и не нарушать закон. Не знание не освобождает от ответственности.
ПРИЛОЖЕНИЯ- ПОМОЩНИКИ
- Instabridge – приложение, которое позволяет найти ближайшую бесплатную точку WiFi
- WiFiMap – приложение с бесплатными точками WiFi и паролями к закрытому интернету. Более 100 млн точек доступа по всему миру.
- «Зарубежный помощник» - приложение от российского МИД, которое подскажет текущие условия пребывания в стране и позволит зарегистрироваться и получить помощь.
Надеюсь, чрезвычайных ситуаций в твоей поездке не будет. Больше полезностей на моем телеграмм канале: https://t.me/samotur_travel