На брифинге в Кабмине Татарстана чиновники и дорожники говорили о миллиардах для магистралей и агитировали пользоваться платными дорогами.
Вознесенский тракт могут сделать платным не для всех
Открывавший брифинг министр транспорта и дорожного хозяйства Фарит Ханифов отчитался о рекордных темпах дорожного строительства за прошлый год: выполнено работ на сумму больше 248 миллиардов рублей. Гордость министра – трасса М-12 «Восток», которую Ханифов назвал стратегической. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в республике с 2019-го и до конца 2024 года будет отремонтировано 1372,5 километра дорог и 72 моста. Спикер посетовал, что мосты сами по себе дорогие сооружения, пусть и 20–30 метров длина, а все равно денег требуется много.
Проезд по второй части Вознесенского тракта, как подтвердил Ханифов, будет платным. Власти рассматривают два варианта – плата может быть установлена только для транзитных машин, выезжающих на трассу М-7, или за каждый километр пути. Во втором случае дорога будет платной для всех водителей. Также идет реконструкция Горьковского шоссе, которая финансируется по программе АО «ДОМ.РФ» – компания выделяет 12,7 миллиарда рублей на 20 лет. А 10 миллиардов рублей пока власти ищут и уже при содействии раиса Рустама Минниханова попросили помощь у федеральных властей.
- Стоимость завершения реконструкции Горьковского шоссе и строительства Вознесенского тракта почти 40 миллиардов рублей, сами понимаете, сумма непростая, – озабоченно отметил Ханифов.
В 2024 году на ремонт казанских дорог выделят более 1,3 миллиарда рублей, из них 225 миллионов – из федерального бюджета. На эти деньги в том числе отремонтируют дорожное покрытие на улицах Кулахметова, Хасана Туфана и Мира в жилмассиве Самосырово. Наверное, для большей убедительности министр заметил, что все представленные цифры предоставляются раису республики Рустаму Минниханову, который держит ситуацию на контроле.
Помимо прочего, на внедрение интеллектуальных транспортных систем в республике потратят 141 миллион рублей, часть из которых пойдет на Казань. Работы включают в себя и установку систем видеонаблюдения.
Также министр поведал, что недавно в Москве проходила защита планов обустройства дорог на пять лет для всех регионов. «Очень сложное мероприятие, накал страстей достаточно мощный», – делился впечатлениями руководитель татарстанского Миндортранса. Например, документ предписывает, что доля дорог, находящихся в нормативном состоянии, к 2028 году должна возрасти с 84% до 87%.
- Главная задача – обеспечение «бесшовной логистики». Это когда в любое время года движение на дорогах не останавливается и ими может пользовать любой транспорт, – отметил докладчик.
Отдельно упомянул Ханифов агломерации, в том числе казанскую. Дорогами (а еще инфраструктурными проблемами) они прирастают активно и поддерживать их в нормальном состоянии – задача сложнейшая.
Перевозчикам дадут кнут, а «пряников» не предвидится
Как пояснил руководитель ведомства в ответ на вопрос корреспондента «Вечерней Казани» о мерах поддержки общественного транспорта (помочь которому на итоговой сессии городской думы просил и мэр Казани Ильсур Метшин), в министерстве планируют разработать транспортные стандарты для Казанской агломерации. В их создании примут участие Институт пространственного планирования Татарстана, Российский университет транспорта и муниципальные образования – Казань и прилегающие районы.
- Градостроительная документация активно застраивающейся Казанской агломерации должна быть увязана с транспортным моделированием. Еще один важный момент – стандарты общественного транспорта, его пешей доступности, интервалы движения, – рассказал Ханифов.
Также министр заявил, данные стандарты могут стать отдельным блоком Генплана столицы Татарстана. Работают в ведомстве и над улучшением транспортной доступности ЖК «Царево Village» – этот опыт будет использоваться и для разработки стандартов агломерации. А решение для Царево должны представить в течение пары недель.
Ханифов анонсировал грядущую передачу Казани 250 автобусов. Их оснастят телематическим оборудованием для отслеживания движения транспорта и пассажиропотока. В общем, спасать отрасль собираются методами, изложенными еще в конце 2023 года, – борьбой с зайцами и тотальным контролем. А вот есть ли в арсенале властей концептуально иные способы спасения перевозчиков – большой вопрос.
Далее министр передал слово начальнику ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Ильдару Мингазову. Но Ханифов продолжал внимательно слушать коллег, иногда почему-то хмуря брови. Сам представитель «Волго-Вятскуправтодора» отчитался, что в 2023 году в республике завершили реконструкцию моста через Свиягу на трассе М-7 и закончили капремонт 19 километров дороги на северном обходе Казани. Также на подъезде к столице Татарстана завершают реконструкцию 10-километрового участка дороги от села Татарское Бурнашево до Иннополиса, в этом году ее планируется ввести в эксплуатацию.
Мингазов отметил, что для жителей Лаишевского района очень важной является реконструкция участка дороги Казань – Оренбург со строительством обхода села Сокуры. К работам там уже приступили в декабре, планируется также построить два моста, три путепровода, четыре разноуровневые транспортные развязки.
Директор ГКУ «Главтатдортранс» Эдуард Данилов рассказал о подготовке дорожников к предстоящим паводкам. На региональных дорогах к ним подготовлено 635 мостов – 65% от их общего количества. Толщина льда у мостов составляет уже от 60 до 90 сантиметров. В Татарстане выявлено 132 участка дорог, находящихся под угрозой подтопления, власти организовали там дежурства.
- В этом году традиционно планируется введение временных ограничений на период паводка. С 1 по 30 апреля 2024 года на отдельных автомобильных дорогах ограничат движение транспортных средств, при этом допустимая нагрузка составляет 6 тонн на ось транспортного средства, – сообщил Данилов.
Спикер пояснил, что ограничения связаны с временным снижением несущей способности конструктивных элементов дорог – происходит это из-за переувлажнения дорог весной.
Неожиданно коротким получился доклад заместителя руководителя исполкома Казани Игоря Куляжева. Чиновник поведал о планах отремонтировать дороги по улицам Гаврилова, от Чуйкова до проспекта Ямашева, от улицы Краснококшайской до улицы Батыршина, от Космонавтов до Академика Арбузова и других. А к саммиту БРИКС отремонтируют не только дорожное покрытие, но и подъемники для инвалидов и системы освещения. Вот уж разгулялись казанские власти так разгулялись. Спасибо, БРИКС.
Журналистов, конечно, интересовала судьба платной дороги в городской черте – второй части Вознесенского тракта. Как пояснил министр, из 18 миллиардов один миллиард уйдет на интеллектуальную систему для съемки в режиме реального времени проезжающего транспорта. В апреле ожидается заседание комиссии под руководством федерального вице-премьера Марата Хуснуллина. Деньги на постройку магистрали планируют получить по такой схеме: 9 миллиардов федерального гранта, а остальная сумма – 50% из бюджета республики и 50% вложит одна из дочерних компаний «ТатДорТрансИнвеста». И если все пойдет по плану, дорогу планируют завершить уже в этом году.
- Это же объект внутри города, поэтому цена проезда будет дешевле, чем на М-12. По статистике, 30 процентов автомобилистов пользуются платными дорогами, когда у них есть выбор. Если такое же количество автолюбителей уйдет на Вознесенский тракт, то на Мамадышском тракте станет свободнее, это будет очень хорошо. Мы даем человеку возможность выбрать – хочешь прокатиться быстро, «с ветерком», то почему бы тебе и не заплатить. А если поездка рядовая, то езжай по Мамыдышке, – считает Ханифов.
Сейчас по Вознесенскому тракту ездит 20 тысяч машин в сутки – для окупаемости необходимо, чтобы по дороге проезжало как минимум 7 тысяч машин в день. Так что получается, что магистраль популярная у горожан, говорит министр. И надеется, что таким же спросом будет пользоваться платная часть дороги.
Автор: Рамиль Акберов