Мы продолжаем цикл бесед с нашими самоотверженными волонтерами. Сегодня о своем раннем пути к добровольческой деятельности рассказала друг приюта «Зеленоград» Анастасия Щетинина. Настя подробно описала характеры своих подопечных хвостиков, поделилась мыслями о самом важном в поступках волонтера и тем, как по-человечески росла вместе с псом Авелем.
Доринвест Медиа: Как вы пришли к волонтерской деятельности и выбрали именно этот приют?
Анастасия Щетинина: Я долгое время занималась конным спортом и лошадьми в целом. Как-то помогала, ходила в конюшню лет с десяти. Ближе к концу школы: это лет шестнадцать-семнадцать, пришлось уйти из конюшни, так как были финансовые трудности в семье. Мне дома, нельзя иметь животных, поэтому я подумала, что могу хоть как-то помогать там с собакам и кошкам. Хоть кому в приюте, ведь нужна же какая-то помощь. Отчетливо помню тот момент, когда я решила пойти в приют.
Я сидела в приемной комиссии, когда подавала документы в ВУЗ, набирала в интернете, какие есть приюты в Зеленограде и нашла муниципальный. Через день-два я позвонила сотруднице приюта Наталье Хохловой, приехала и все пошло, все завертелось. И я осталась уже надолго. Наталья мне помогла разобраться со всем, что есть. Рассказала про хвостиков (как раз-таки тех, с которыми я сейчас гуляю), а также какие-то базовые моменты мне объяснила по поводу собак. Хотя у меня был опыт с теми же лошадьми и я замечаю некоторые вещи, которые видят только люди работавшие с животными, важно было переключиться с одних зверей на других.
Тяжело ли находить силы регулярно навещать животных в любую погоду?
Сейчас особой силы на посещение приюта не нужно. Когда ты находишь своих постоянных хвостиков, с кем редко гуляют другие люди или вообще не могут гулять, то ты приходишь уже из чувства ответственности. По крайней мере, у меня так, потому что я понимаю, что с тем же Сетом вряд ли кто-то пойдет гулять. Ведь он гиперактивный и с ним сильно трудно бывает. А так, когда я только пришла, мне было семнадцать лет и у меня было свободное абсолютно лето. Тогда я каждый день приходила, каждый день оставалась. Я помогала убирать административный блок, у кошек тоже наводила чистоту. Прямо все-все, что есть, все дайте мне, я все хочу делать. И я все делала. Я со всеми гуляла, и у меня даже получалось как-то разгуливать собак, которые ранее не ходили на улицу.
Если я не болею, езжу один, возможно, два раза в неделю и также беру с собой друзей. У меня есть подруга Саша, которая преодолела более-менее страх собак благодаря приюту, а ранее она их безумно боялась. Также она любит кошек и всегда заходит в домики, чтобы пообщаться с мурзиками. Друзья мои некоторые со школы ездили и помогали на субботниках. Гулять с животными также приезжали ребята из моего ВУЗа. В основном мне нужна помощь с фотографиями. Я беру в приют камеру, но один на один с собакой будет невозможно сделать хорошие снимки. А они должны быть качественными, чтобы потом использоваться для пристройства в соцсетях и на выставках. На последних бывают ограничения даже по пикселям: минимальное количество, максимальное. Такие требования к размерам фото жесткие.
Как и почему выбрали шефство над своими хвостиками? Расскажите немного о них.
Первые мои хвостики – это была семья Кипра. Собственно, сам Кипр, Мистер, Крафт, Люкс, Кармен и Кристина. Кристина плохо выходила и я с ней просто как-то общалась, взаимодействовала и ходила по приюту. Социализация Кипра пошла отлично: он гулял шикарно и «был за любой движ». Мистера приходилось в прямом смысле тащить в некоторые моменты на себе. Я брала его подмышки и мы переходили дорогу, потому что он боялся всего. У него, видимо, такая нервная система, что каждый раз, когда там ты идешь в новое место – это определенный стресс. Тем более, если он выходит без других собак. Сейчас он разгулен и он гуляет с другими волонтерами, чему я очень этому рада. Крафт – он парень осторожный. В целом нормальный – то есть гуляет отлично. Кармен – ее забрал волонтер. Именно я познакомила с ней эту девушку, предложила погулять с Кармен и они пошли. Но с Кармен путь достаточно трудный был, потому что она была своеобразной девочкой. И чтобы ей там шлейку надеть надо было два человека: Наталья держала ее за лапки, а я быстренько надевала амуницию, чтобы она пошла нормально. Потому что из ошейников она могла даже выкручиваться, а это опасно. И так вот Кармен постепенно привыкла к человеку и начала ездить даже в город.
Из «кипрской» семьи я сейчас гуляю только с двумя: это сам Кипр и Люкс. Кармен забрали и она хорошо сейчас живет. Мистер, Кристина и Крафт сейчас гуляют с другими волонтерами и я очень рада, что они выходят семьей. Но иногда я беру Мистера, так как мне бывает нужна в пару какая-то собачка, если со мной кто-то приходит. И Мистер – это хороший вариант, потому что он здорово ладит с другими собаками. Тем более, ему полезно выходить без семьи, так как он станет более уверенным.
Авель. Он появился в приюте примерно в то же время, что и я. Он тогда сидел наверху в администрации, там было еще два щенка, но их забрали, а он остался. Это было просто невозможно: он часто сидел и орал в комнате, потому что ему нужно было общение. Он пытался перелезать через заборчик, который ему выстроили и идти к людям ластится. Это в какой-то момент меня раздражало, потому что у меня все ноги были из-за этого расцарапаны. У малыша были длинные когти. Но что-то дернуло меня после карантина взять его погулять. Так и пошло. Мы весь август вместе гуляли. Он более-менее адаптировался и начал спокойно ходить. А я им занималась. Мы много бродили в лесу, ездили в автобусе. Одним словом, росли вместе: он рос как собака, а я как человек, который может работать с собаками и как-то в них разбираться. Все-все, что я знаю, то, что я вложила это вот в Авеле отражено. Он так же ходит иногда с другими людьми или с другой собакой, чтобы составить компанию.
Дальше - Сет. Его мне дала работница приюта Инга, ей было его очень жалко. Он же сидел один, потому что он доставал других собак и не мог с ними ужиться. Он пес гиперактивный и очень сильно тянет поводок. Первые разы мы с ним гуляли на площадке, он от какого-то лишнего движения прыгал на тебя и клацал зубами. То есть, мог там задеть волосы, один раз ухо мне задел. Это сейчас уже пройденный этап, поэтому все намного лучше. Раньше он бросался на машины, лаял тоже. Сейчас, благо, этого не делает. Он пес трудный и не ладит с другими собаками. Чтобы выйти с ним из приюта и войти обратно, мне надо смотреть, чтобы никого больше не было.
Проблема в том, что он не знает куда деть свои силы, вот эту геперактивность. Тем не менее, мы разговаривали с кинологом, она дала определенные задания и мы их выполняли. Это помогло как-то сгладить данную ситуацию. Сейчас Сет достаточно спокойно выходит гулять, но часто надо ждать пока он успокоится. Потому что он просто стоит и прыгает у забора где-то на полтора метра. На выгульную площадку мы не ходим, потому что там другие собаки, и он пока не особо хочет с ними общаться. Хотя, в какой-то момент он и начинал общаться со всеми, а потом был откат обратно и ему опять не хочется. А так пес умный достаточно. Но трусливый, несмотря на свой характер: если мы выходим куда-то ближе к лесу, он будет держаться ближе к человеку и сильно бояться куда-то отойти.
Последний подопечный – это Аскольд, живет вместе с Авелем рядом. Он не выходит и вообще такой диковатый парень. К нему могут подойти только работники, Наталья и я. Сейчас я могу его погладить спокойно и просто как-то ошейник накинуть, но не застегивать. Возможно, к лету я смогу как-то ошейник надевать и поводок пристегнуть, чтобы походить хотя бы по приюту. Так он появился между делом, так как Авель гуляет достаточно часто, а Аскольд и его сосед Антей – сидят. Антей вообще не хочет подходить, и приходится его хоть чуть-чуть рукой задевать, чтобы он постепенно привыкал к человеку. Аскольд получше в этом плане: он все больше идет на контакт и начинает доверять.
Что считаете наиболее важным из уже сделанного?
Пристройство животных, их социализация, продвижение подопечных приюта в соцсетях. Но мне почему-то кажется самым важным тот факт, что ты в целом пришел в приют и остался там. Мы часто это предлагаем это и другим людям, а они отказываются, ссылаясь на то, что им слишком жалко животных, они не смогут, будет очень плохо и сердце разорвется. Поэтому самый первый шаг - прийти и хотя бы один раз погулять, возможно, является самым значимым.
Почему, по-вашему, имеет смысл попробовать стать добровольцем в приюте хотя бы на один день, и каковы прелести долгосрочного волонтерства?
В приюте всегда нужна помощь, нужны люди. Разово можно приехать ради интереса, понимания. А если люди регулярно берут погулять собачку, то для собачки это большая польза! Она знакомится с новым человеком и становится смелее, а у постоянных волонтёров появляется время на других животных, у которых есть проблемы.
Мы благодарим Анастасию за помощь приюту и силы, вложенные в братьев наших меньших. Также хотим сказать спасибо всем добровольцам, которые заботятся о приютских хвостиках. И напоминаем, что стать волонтёром может каждый — приходите и попробуйте сами! Приют открыт для посещения все дни, кроме понедельника и пятницы с 13:00 до 17:00. Для прохода на территорию с собой обязательно иметь паспорт. Приглашаем всех желающих познакомиться с пушистыми друзьями в «Зеленоград» и «Зоорассвет». Узнать любые подробности можно по телефонам: 8-909-918-59-24 («Зеленоград») и 8-909-918-59-23 («Зоорассвет»).