Самой первой в принципе, а не первой сохранившейся, была, кстати, экранизацией стала «Сказка о попе и о работнике его Балде» 1934 года.
Но рисованный мультфильм Михаила Цехановского так и не увидели зрители. В начале Великой Отечественной войны копии ленты почти полностью сгорели при пожаре на складе «Ленфильма». Сохранились лишь фрагмент «Базар» и незаконченная партитура музыкального сопровождения фильма, написанная Дмитрием Шостаковичем.
Меж тем его версия очень занимательная. Я читала дневники создателя — отличное чтиво на вечер:
ТЕТРАДЬ № 9 Цехановского, 1932 год
18/XII, утро.
Как же быть с «Балдой»? Вчерашнее «совещание по телефону» опять подняло во мне волну горечи и злости... Но есть ли толк мне горячиться и волноваться? Есть ли на то основание?
Рисованная фильма — вещь неплохая. Следует ее только сделать как можно скорей — в этом все дело. Как-никак, нет еще рисованной звуковой фильмы (у нас), заслуживающей внимания. Может быть, и в цвете удастся сделать что-нибудь интересное. Поэтому все мое внимание должно быть сейчас устремлено на осуществление этой работы. Попутно — рисование и живопись. Было бы ошибкой бросить рисование из-за того, что мне вдруг покажется, что у меня мало таланта или что-нибудь в этом роде. Но главное — спешить с «Балдой»: январь, февраль, март, апрель, май, июнь (шесть месяцев) — самое большое, что можно на нее потратить.
Самое скверное — сидеть сложа руки и ныть, как старая баба. Войти в работу следует как можно скорей. Рисование имеет к «Балде» непосредственное отношение — иначе не найти стиля. Рисование, живопись, внимательный просмотр рисунков мастеров. В «Балде» не должно быть «лебедевщины». Вообще, задача большая и серьезная. Все нужно бросить, обо всем забыть и заняться только исключительно одним этим делом.
Летом нужно непременно ехать на отдых, поэтому кончить или к 1 июня (6 месяцев), или к 1 августа (7 месяцев).
25/Х11, Ночь.
Хороший сценарий, даже очень хороший! Так что фильма смонтируется... Но работища — страшная. Фильма может быть необычайно хорошей, каких еще не было. И работа над ней интереснейшая, увлекательнейшая. В самой работе сценарий расцветает сценами, которые не придумаешь вне конкретной формы... А главное — я непременно должен ее делать. Разговоры кончены. «Балда» уже покупает мне шпиг и масло. Пора начинать. Я могу расхваливать сценарий или бранить его сколько влезет, а работать нужно — никуда не удерешь. И чем раньше начну, тем лучше. И обо всем на свете нужно забыть.
1933 год
4 января. Ночь
Сегодня вытопил печку — в тепле «душа оттаивает». В театре (просмотр американской мульти) говорил с Шостаковичем о договоре. Он чем-то похож на Всеволода Д. Очень красив: прекрасное, умное лицо. Все музыканты превозносят его как первейший в наши дни талант. Мне кажется, он ниже Корсакова, Чайковского, Стравинского. Но талант явный, талант подлинный. Интересно, что у нас с ним получится. Его участие меня подстегивает — это ведь соревнование. Так, в «Почте» я побил Маршака. Да, его участие меня подстегивает: все, что в моих силах, должно быть сделано — это по отношению ко всем нашим и мировым кинематографистам и по отношению ко всем художникам.
1. Как фильма-мульти она должна быть пределом технической ловкости и совершенства. 2. Она должна быть [как] все звуковые и игровые фильмы всех «больших» режиссеров больших фильм. 3. По отношению к художникам — это должно быть рисованным и живописным фильмом, в отличие от «мульти».
Дело решающее, дело — точка одной из моих профессий.
Дело не только в том, хороший я художник или не очень хороший. Дело в соединении во мне нескольких качеств: художник + режиссер + скульптор + литератор.
Кстати, есть Документальный фильм о режиссере Михаиле Михайловиче Цехановском с отрывками из сгоревшего мультфильма.