В ходе курса мы ознакомились с новейшими достижениями когнитивистики и психологии и рассмотрели, как методологии этих и других научных дисциплин способствуют философским изысканиям. При обсуждении Кольца Гига мы пользовались результатами исследований психолога Дэниела Бэтсона, который стремился ответить на вопросы, схожие с теми, что поднимает в «Государстве» Платона Главкон. Анализируя идею счастья у Платона, Аристотеля и Эпиктета, мы обратились к множеству современных психологических исследований, которые описываются в «Гипотезе счастья» Джонатана Хайдта. Таким образом мы попытались использовать современный язык для осмысления идей, которые встречаются во всех культурах с тех пор, как появилась первая цивилизация.
Читать первую лекцию.
Читать вторую лекцию.
Читать третью лекцию.
Читать четвертую лекцию.
Читать пятую лекцию.
Читать шестую лекцию.
Читать седьмую лекцию.
Читать восьмую лекцию.
Читать девятую лекцию.
Читать десятую лекцию.
Читать одиннадцатую лекцию.
Читать двенадцатую лекцию.
Читать тринадцатую лекцию.
Читать четырнадцатую лекцию.
Читать пятнадцатую лекцию.
Читать шестнадцатую лекцию.
Читать семнадцатую лекция.
Читать восемнадцатую лекцию.
Читать девятнадцатую лекцию.
Читать двадцатую лекцию.
Читать лекции 21-23.
Читать двадцать четвертую лекцию.
Читать двадцать пятую лекцию.
В рамках цикла лекций «Открывая Йель», подробная информация и оригиналы текста доступны по ссылке.
На протяжении курса мы касались трех фундаментальных вопросов. Какие определения истинного счастья выдвигаются в рамках западной философии и какие пути его достижения предлагаются? Какие требования накладывает на наше поведение мораль? Какую роль легитимность власти и социальные системы играют в жизни человека и общества?
Говоря о счастье, мы обсудили, как учение Платона о многочастной душе — разуме, духе и аппетите — перекликается с идеями современной психологии, в первую очередь различными версиями теории дуального процесса мышления.
Мы также рассмотрели идеи философа-стоика Эпиктета и пришли к выводу, что необходимо различать что подконтрольно человеку, а что нет, и подстраивать свои желания под текущую ситуацию.
Говоря о морали, мы обсудили основные положения главных моральных теорий западной философии — этики добродетели Аристотеля, деонтологии И. Канта и консеквенциализма Дж. Ст. Милля. Мы выделили различия между моральными теориями, связанные с тем, на что они делают акцент — последствия действий человека, его намерения или его личностные качества. Мы также выделили общую для всех теорий идею — необходимости борьбы с эгоцентризмом. Мы обсудили, как в данных моральных теориях освещается проблема несоответствия между намерениями человека и последствиями его действий. Мы увидели, как в рамках этих теорий разрешаются различные вопросы этики, и когда это сделать не удается.
Мы подумали, как результаты современных исследований моральной интуиции, основанных на проблеме вагонетки и других мысленных экспериментах, соотносятся с главными моральными теориями. Мы также поговорили о связанных исследованиях в нейронауках, когнитивной и социальной психологии. Мы осознали, насколько сложно создать теорию, которая полностью объяснила бы работу моральной интуиции: почему в некоторых случаях она подсказывает человеку один образ действий, а в других — противоположный. Этот вывод вернул нас к изначальному вопросу о сложной структуре человеческой души.
Мы также обсудили отношения между моральной ответственностью и удачей. Это помогло нам прийти к понимаю того, что существуют вещи, которые человек может контролировать, и которые — нет; что связь между добрыми намерениями и благими последствиями, злыми намерениями и негативными последствиями не так уж проста.
Тогда же мы обсудили обратную сторону норм морали — их нарушение: когда наказание за это оправдано и каково его политическое и психологическое значение. Мы узнали, что посредством анализа неправильных действий мы можем понять то, как человеку поступать правильно.
В третьей части курса мы поговорили о роли социальных структур в поддержании счастья и обеспечении следования моральным нормам. Мы обсудили, какой вывод о роли социального порядка в поддержании душевного равновесия можно сделать из переживаний участвовавших в Троянской войне греков и воевавших в Вьетнаме американских солдат. В ходе этого обсуждения и обсуждения трудов Стэнли Милгрэма, мы увидели, что личность и поведение человека определяет не только его внутренний мир, но и социальные структуры, внутри которых он живет.
Мы обсудили, что, рассуждая о построении справедливого общество, два из самых главных западных философов XX века подчеркивают значимость идей, которые зачастую кажутся взаимоисключающими: Джон Роулз справедливость и Роберт Нозик — свободу. Мы также поговорили о том, как исследования в области социальной психологии и поведенческой экономики могут помочь нам при рассмотрении данных тем.
В ходе наших обсуждений норм поведения, социальных структур и цензуры, мы подумали о том, какую роль в демократическом обществе играют методы влияния на подсознание человека, в том числе такие элементы массовой культуры как кино, телевидение и музыка.
На протяжении всего курса мы постоянно возвращались к трем главным темам. Первая из них — это учение о многочастной душе. Мы начали обсуждение частей души с известной истории о Леонтии из «Государства» Платона.
Мы увидели, что и древнегреческая философия, и современная теория дуального процесса мышления предлагают нам теоретические основания для понимания того, почему человеку часто не удается следовать целям, которые он перед собой ставит, и как организации своего внутреннего мира и окружения может помочь преодолеть эти препятствия.
Мы также поговорили о том, что учение о многочастной душе и связанные с ним вопросы представляют собой камень преткновения для научных дисциплин. В рамках когнитивистики для объяснения ситуации, в которых человек знает, какое поведение будет наиболее правильным, но в которых инстинкты склоняют его то к одному образу действий, то к другому, разрабатываются концепции эвристики и когнитивных искажений.
Примером такой ситуации является проблема вагонетки: ответы одного и того же человека на различные варианты этой проблемы невозможно объяснить при помощи какой-либо одной моральной теории. Говорит ли несогласованность между ответами о существенном различии между этими ситуациями? Или это разные части души человека дают различные ответы? Раз за разом мы сталкивались с этими вопросами, когда обсуждали идею того, что человеку следует руководствоваться не разумом, а привычкой. Мы также поговорили о потоковом состоянии, в котором обычно тянущие человека в разные стороны части души находятся в гармонии друг с другом.
Вторая главная тема — это взаимоотношения между удачей, волей и обстоятельствами. На протяжении всего курса мы постоянно сталкивались с одними и теми же фундаментальными вопросами. Как определить, что зависит от человека, а что — нет, когда его поступки нужно оценить по их непреднамеренным последствиям? Насколько человек контролирует свои собственные реакции на различные ситуации? Как влияние общества на личность, о котором говорится в трудах Аристотеля, Д. Дориса, Д. Шэя, С. Милгрэма, К. Санстейна, Платона должно учитываться при разрешении нами моральных и политических вопросов?
Третья тема — это взаимоотношения между человеком и обществом. Существуют действия, которые не приносят вреда, когда их совершает один человек, но становятся опасными, когда так поступает множество людей. Возникающие между людьми разногласия запускают механизмы, эффект от действия которых варьируется от минимального до угрожающего существованию в обществе демократии. Когда мы говорили о взаимоотношениях между человеком и обществом, мы увидели, что и в рамках этики, и в рамках политической философии подчеркивается важность одной идеи: чтобы приносить пользу обществу и жить в гармонии с людьми, мы должны четко понимать, что каждый из нас — лишь один из многих.
Данный курс был призван продемонстрировать, как достижения современных научных дисциплин могут быть осмыслены через философскую призму, а так же рассказать о некоторых из фундаментальных вопросов философии.
Перевод подготовлен в рамках совместного проекта с Университетом науки и технологий МИСИС.
Переводчик: Александра Милованова
Редактор: Иракли Ментешашвили
Руководитель проекта: Евгения Горн