Третья часть экзамена для девятиклассников представляет собой написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе печатного текста. Ученикам предлагается три альтернативных задания, из которых нужно выбрать одно и дать развернутый ответ.
Сочинение в формате 13.2 является наиболее популярным среди выпускников, так как кажется наиболее простым. В нем не требуется давать определение лингвистического термина (как в 13.1) или самостоятельно подбирать пример из литературы или жизни (как в 13.3). Однако для успешного выполнения этого задания необходимо уметь анализировать текст, выделять главное и ясно, грамотно объяснять содержание предложенного фрагмента.
Чтобы успешно справиться с этим заданием, важно уделить время на подготовку и тренировку аналитических навыков. Регулярная практика анализа текстов, выделение ключевых моментов и умение логически и последовательно излагать свои мысли помогут девятиклассникам достичь высоких результатов на экзамене. Не забывайте о правильной структуре сочинения, четком планировании и умении концентрироваться на главной идее текста.
Сохраняйте спокойствие, поддерживайте энергию и концентрацию, следуйте рекомендациям преподавателей – и ваше сочинение-рассуждение на экзамене будет отличным!
Предлагаю алгоритм работы над сочинением в формате 13.2.
Этап 1. Определение тезиса:
- вдумчиво и не спеша прочитайте текст и фрагмент этого текста, вынесенный в задании;
- выделите ключевые слова (например, «смелость», «милосердие»);
- определите, какая мысль заключена в этом предложении;
- напишите свою трактовку цитаты (фрагмента).
Этап 2. Работа с текстом:
- найдите в тексте два примера, связанных с ключевыми словами (это может быть описание героя или рассказчика, его поступки, переживания, эмоции, чувства, отношение к окружающим и т.п.);
- проиллюстрируйте тезис примерами;
- объясните значение каждого примера: как вы понимаете его смысл, какова его роль в тексте;
- сформулируйте заключение (убедитесь, что оно соотносится с вашим объяснением смысла фрагмента).
Этап 3. Работа над сочинением:
- используя композицию сочинения-рассуждения, напишите черновик работы;
- проверьте свою работу и перепишите в чистовик.