Найти в Дзене

нежность на бумаге. музыка, как способ быть собой.

Мы не так часто делаем интервью с молодыми артистами и у этого есть целый ряд причин. Но уж если берёмся интервьюировать молодую артистку, то это того стоит. Просто поверьте нам на слово. Это интервью, как раз из тех, когда мы полностью довольны результатом и очарованы собеседницей. Может быть дело в том, что нам очень близки паттерны, которые присутствуют в её жизни и творчестве, может это просто эмпатия к хорошему человеку и музыканту. Не важно. Главное, что это, как ни крути, наш журналистский успех — пообщаться с нешаблонно думающим человеком. Ксения Зайцева или нежность на бумаге — автор песен, музыкант, девушка с чарующим голосом и полным пониманием того, чего она хочет. Ксения — удивительная и очень разная. Признаться, слушая её песни, мы немного по-другому представляли себе её внутренний мир и то, как она будет отвечать на наши не самые простые вопросы. Но она ответила на них так, что мы, прочитав, обомлели. Эдакий диссонанс случился в наших, надеемся, неглупых, головах. В тако

Мы не так часто делаем интервью с молодыми артистами и у этого есть целый ряд причин. Но уж если берёмся интервьюировать молодую артистку, то это того стоит. Просто поверьте нам на слово. Это интервью, как раз из тех, когда мы полностью довольны результатом и очарованы собеседницей. Может быть дело в том, что нам очень близки паттерны, которые присутствуют в её жизни и творчестве, может это просто эмпатия к хорошему человеку и музыканту. Не важно. Главное, что это, как ни крути, наш журналистский успех — пообщаться с нешаблонно думающим человеком.

Ксения Зайцева или нежность на бумаге — автор песен, музыкант, девушка с чарующим голосом и полным пониманием того, чего она хочет.

Ксения — удивительная и очень разная. Признаться, слушая её песни, мы немного по-другому представляли себе её внутренний мир и то, как она будет отвечать на наши не самые простые вопросы. Но она ответила на них так, что мы, прочитав, обомлели. Эдакий диссонанс случился в наших, надеемся, неглупых, головах. В таком достаточно молодом возрасте, так размышлять о жизни и творчестве не каждому дано.

А нежность… Нежность с ней всегда.

И не только на бумаге.

Ксения, приветствуем тебя!

И сразу о самом актуальном. Когда и где твои поклонники смогут увидеть тебя вживую в ближайшее время? Есть ли у тебя какие-то планы на тур или хотя бы традиционные концерты в двух столицах?

Привет, ребята. Как раз занимаюсь подготовкой к майским концертам с бэндом в столицах. Даты и площадки уже есть, сейчас продумываю программу, начинаю работу с музыкантами и готовлю все материалы для выхода в анонс. Это странно, но осенью я впервые за пять лет сделала полноформатные выступления с группой без опоры на акустический блок. Теперь хочется закрепить и улучшить результат. В тур не тороплюсь, так как это пока не очень окупаемая и крайне трудозатратная идея. Мне кажется, логичней потратить свои силы и время на запись нового материала. Это принесёт радость большему количеству людей, да и для карьеры полезней.

Готовится ли сейчас что-то в недрах студии? Понимаем, что совсем недавно вышел твой новый сингл «дерево», но может быть EP или альбом потихоньку тоже пишется?

Да, я готовлю экспериментальный поп-сингл на лето, а также начинаю аранжировать песни для более характерного для меня по звуку альбома. Хочется, конечно, выпустить его в конце этого года, но посмотрим, как пойдёт. Я решила себе в этот раз чётких рамок не ставить, чтобы не расстраиваться, когда всё «по классике» пойдёт не по плану. 8-го марта, кстати, вышел крупный женский акустический сборник, где я приняла участие. Эта благотворительная история, деньги с которой пойдут центру помощи пережившим насилие «Сёстры». Очень приятно, что моя подруга и просто клёвая исполнительница Катя Яшникова придумала такой проект и позвала меня.

нежность на бумагедерево3:30

-2

У твоего проекта очень «говорящее» название. Особенно, если проникнуться твоими песнями, голосом и манерой исполнения. Но нам стало интересно, когда придумывалось это словосочетание, «нежность на бумаге», были ли ещё какие-либо варианты для названия и долго ли ты, вообще придумывала такой псевдоним? Или он родился, буквально, по щелчку пальцев?

Ох, изначально я была наивным птенчиком, который собирался выступать под своим именем и фамилией. Хорошо, бывший менеджер остановил и предложил псевдонимом разграничить мою личную и сценическую жизнь, чтобы я со своей скрытностью и неготовностью к лишним контактам могла за ним прятаться.

Слово «нежность» появилось из значения душевная обнажённость, уязвимость, так как на тот момент я могла позволить себе быть такой только в написанных строчках. «Бумага» возникла потому, что свои стихи, песни и журналистские тексты (да, у меня был шанс стать не музыкантом) я набрасывала именно на ней. Помню, из рассматриваемого ещё была «скомканная нежность», но это как-то драматично и пафосно, хотелось проще. Вариант нежность на бумаге (обязательно маленькими буквами) показался идеальным.

За строчные буквы при написании и отсутствие кавычек я, кстати, регулярно воюю. Мне кажется, первые добавляют шарма и аккуратности, а вторые — это просто момент позиционирования. У меня всё-таки псевдоним, а не название группы. Не понимаю, почему исполнительницу Гречку СМИ и организаторы воспринимают как человека, а за моё сочетание из трёх слов, стандартно хотят поместить несколько людей. Мир странный.

С течением времени творчество любого исполнителя просто обязано эволюционировать. Как ты считаешь, что самое главное поменялось в тебе и твоей музыке с момента первого релиза и до сегодняшнего дня?

Я почти отошла от стартового концепта голос-гитара и много времени уделяю аранжировкам, так как это музыкально интересней. Что касается текстов — они теперь более прямолинейные и откровенные. В школьные и студенческие годы часто писала витиевато и образно не красивых метафор ради, а из страха. Сейчас я стала более смелой и открытой, и мне это нравится.

-3

В дополнение к предыдущему вопросу. Как мы поняли, ты не считаешь себя крутым инструменталистом. Как по нам — это не особо важно, если рядом есть люди, которые помогут и с игрой, и с аранжировками. Но ты же перфекционист, как и любой творческий человек. Отсюда вопрос: расскажи, как происходит твой процесс совершенствования именно музыкальных навыков и происходит ли он? Для тебя это больше необходимость и рутина или реальный кайф от познания нового?

Ахах, вижу вы готовились и прочитали мой пост в телеге о том, что я весьма сомнительно играю на гитаре, зато отлично это скрываю. Да, гитаристом себя особо не считаю, так как я больше сонграйтер. Акустический этап моего пути был не столько выбором такого звука, сколько переходной ступенькой на пути к более сложносочинённым вещам. Сейчас прокачиваю навыки продюсера-аранжировщика.

За последние четыре года я прошла путь от «А, ы, а как работают барабаны?» до чёткого понимания партий, которые я хочу слышать от каждого инструмента. Если раньше в моей голове звучала только гитара и вокал, то теперь там мини-оркестр. И чтобы всё это рожать, конечно, надо много выслушивать разной музыки и анализировать, как она сделана. Сейчас я предпочитаю работать над песнями в паре с аранжировщиком. Мы, опираясь на моё видение, вместе продумываем все ходы и набрасываем варианты музыкальных решений. Это безумно интересный процесс, который требует постоянной работы мозга. Мне нравится, что, чем больше ты начинаешь в этом разбираться, тем больше понимаешь, насколько это огромная вселенная.

В описании твоего сообщества в ВК написано следующее: «Меня зовут Ксюша. Я пишу песни, когда не могу найти подходящую музыку под своё настроение». А насколько важно для тебя «попасть» в настроение слушателей? Или, всё-таки, твоё творчество — это, в первую очередь, некая собственная сатисфакция, а не попытка рассказать о себе и своих мыслях людям?

Мне кажется, за всю свою жизнь я написала примерно ноль песен для слушателей. Это всегда личные штуки, выплёскивая которые, я делаю легче себе, моя терапия. Про аудиторию вспоминаю уже на этапе работы со звуком, так как мне чаще хочется потяжелей или уйти в эксперименты, но основной сегмент моих слушателей к этому не готов, так что я ищу компромиссы и движусь в эту сторону маленькими шажками. Музыка — это мой способ быть собой. Думаю, было бы странно в ней ориентироваться на кого-то ещё.

-4

У тебя есть «песенка прокрастинатора». Отражает ли она твою житейскую действительность? Можешь ли рассказать собственные примеры, которые повлекли за собой какие-то последствия? И всегда ли получается осуществить задуманное в тот самый «последний день»?

Тут точно да. В важных для себя вещах могу пропустить дедлайны только, когда они изначально не обозначались как что-то железобетонное. Из последнего была великая история, когда мы со звукачом работали 33 часа подряд, чтобы сдать альбом в нужный день. Просто включается режим машины для убийств и ты работаешь на нечеловеческих мощностях. Если же что-то не представляет для меня ценности, я изначально стараюсь отказываться и не тратить на это силы. Либо, когда оно срывается, просто забиваю, так как, очевидно, не сильно было нужно.

Какие песни рождались самыми первыми, но которые, возможно не «увидели свет»? Можешь рассказать, с чем они были связаны: с собственным философским видением мира или, быть может, как часто бывает, с первой влюблённостью? У тебя, вообще, бывает такое, что ты пишешь песни, что называется, «в стол», пусть даже, может, и до лучших времён?

Самая первая написанная песня была очень абстрактной и про одиночество. Там были какие-то метафоры про океан, китов и это было прям плохо. Дальше уже почти сразу стал писаться материал для первого альбома, хотя рождались и какие-то совсем наивные песенки, которые в процессе отсеивались. Я обычно убираю что-то, что со временем кажется мне глупостью или банальщиной. Сейчас, кстати, также. Только процент увеличился. Большая часть написанного остаётся жить в заметках.

Что касается момента с «до лучших времён», моя большая боль — это песни, затрагивающие политику. У меня есть три, которые я не выпускаю просто из желания дальше спокойно играть концерты в России. В них нет ничего радикального, но опыт коллег показывает, что даже такой материал может создавать проблемы. Очень хочется, чтобы в нашей стране была свобода слова и творчества, но сейчас они есть только на бумажках. Надеюсь, со временем станет легче.

-5

Традиционный вопрос хит-парад. Назови свой личный топ-5 песен, написанных в Санкт-Петербурге, которые бы ты посоветовала послушать каждому, чтобы по-настоящему и безусловно понять атмосферу твоего города?

Мои любимые «Billy’s Band» с песней «Оторвёмся по-питерски», хотя можно почти любую их композицию брать. Это такое уютное, родное Купчино, но с внезапно интеллигентным вайбом. Точно «На Васильевском острове» моих друзей из группы «Шоколадный Торт». Мне нравится, что у этой песни ощущение той бессонной ночи, когда ты утром ждёшь открытия метро, чтобы доехать до дома. Недавно вышел ещё трек «Дворцовый мост» у Пирокинезиса. Это буквально 10 из 10.

«Я тоскливо пепелю окурки,
Но научил за годы город Петербург меня:
Хоть и расставания грустны,
Но чьи-то корабли не поплывут, пока не разведут мосты»

Очень питерская история. Я прям жалею, что сама не додумалась. Ещё у Саши Шевцовой есть отличная песня «Это всё Питер». Вот, если хочется романтизировать город, то обязательно её, а если про всю нашу грязь, депрессию и безысходность, то Masha Hima «Не сегодня». Там после её прослушивания без дрожи метро «Технологический институт» проезжать невозможно.

Был ли в твоей жизни человек, который первый рассмотрел в тебе талант и стал связующей поддержкой на пути музыкального роста? Такие люди-проводники вообще часто встречаются тебе по жизни? Или ты привыкла опираться только на собственные ощущения? И вообще, ты часто доверяешь людям?

Мне очень везёт на людей, всех не перечислить. Мой фанат номер один и человек без которого я бы не решилась записывать песни — моя подруга Аня. Мы познакомились ещё на курсах по журналистике при универе и как только она тогда узнала, что я что-то пишу, сразу выдала массу восторгов, заучила тексты и сказала: «ТЫ ОБЯЗАНА ЭТО ВЫПУСТИТЬ». В плане человеческой поддержки ещё всегда была рядом моя школьная подруга Лада, которая долгое время терпела все демки в голосовых, ходила слушать меня на акустические вечера в подвалах на полтора землекопа и поддерживала на каждой ступеньке пути. Сейчас роль главной опоры в музыке и в жизни играет моя басистка Анжелика.

Если же говорить про людей, к которым я могу обратиться за советом в музыкальном плане, я стараюсь всегда прислушиваться только к своим ощущениям. Когда внутренний компас перестаёт работать, а уши замыливаются, пишу своему другу Тёме, солисту группы Егор Не Помню. Он даёт отличные советы. Это, кстати, буквально самый талантливый человек, которого я знаю, и его вкусу я доверяю на все сто. Мы с ним даже иногда работаем в паре над аранжировками. Благодаря ему получились песни «под Аврил» и «твоё одиночество», но на постоянке мне так сложно. Команда из двух лидеров с морем идей — это всегда безумно интересно, но несёт в себе мощное напряжение, которое я в больших объёмах не выдерживаю.

Вот мы и подошли к вопросу про доверие. В работе мне вечно хочется всё контролировать, так что с этим крайне сложно — я долго проверяю «в бою» людей перед тем, как расслабиться. В жизни же обратная история. Какой-то базовый кредит доверия выдаётся почти всем и сразу, но дальше действует правило «одна ошибка — и ты ошибся». Я из тех, кто всё помнит и делает выводы.

-6

Ты говоришь, что даже когда ты «поёшь о грустных вещах, люди видят в них свет». Быть может, основная причина в том, что сложные вещи в тексте произносятся твоим позитивным голосом и за счёт этого слушателями легче воспринимаются какие-то их личные обстоятельства? А как ты сама считаешь?

«Позитивный голос» — смешная формулировка. У нас есть замечательный политолог-иноагент, про которую говорят, что голос успокаивающий, и даже, когда она рассказывает абсолютно ужасные вещи, как-то на душе спокойней. Напомнило.

Мне кажется, что-то такое есть, но ещё играет роль псевдоним, то, какой эффект он накладывает на восприятие артиста, и то, как я пишу о боли и плохих вещах. Там всегда с любовью к людям, границами и без ненависти. Даже когда агрессирую в текстах, там видно, что это не от внутренней злобы, а так, за дело и больше в защиту. Я как собачка побитая рычу. Про уязвимость.

Ты рассказывала, что первое серьёзное знакомство с рок-музыкой у тебя связано с группой «Мельница», которой ты просто заслушивалась в своё время. Как ты сейчас относишься к тому, что делают ребята? Как ты, спустя время, себе объясняешь то, что именно Наталья О’Шей со своей группой тебя тогда так зацепила, а не, просто для примера, Земфира или «Ночные снайперы», если брать коллективы с женским вокалом и лирикой?

Я очень благодарна этой группе за точку входа в русскоязычную музыку, но сейчас почти не слушаю, там личность наложила отпечаток. В какой-то момент стала смотреть интервью с Хелависой и поняла, что в жизни мы бы с ней вообще не поладили, и мне с такими людьми некомфортно. И всё. Отрубило. В средней школе музыка зацепила фэнтезийными сюжетами. Я тогда книжек много читала, иногда чуть ли не по штуке в день, и со сверстниками не сильно ладила. А тут те же сказочные безопасные миры, но в музыке. Необычно! И оптимально интровертно. Я была помешана на «Мельнице».

Как только стала больше взаимодействовать с внешним миром и следить за своими чувствами и жизнью, стала интересовать более личная музыка. Там начался снайперский период. Арбенину до сих пор иногда включаю. Такой стержень чувствуется в этой женщине, и музыка хлёсткая, на надрыве. Очень понимаю. Я живу с такими ощущениями.

-7

Довольно необычная для нас история, когда журналисты берут интервью у журналиста. Но уже достаточно давно многие известные представители этой профессии настоятельно не рекомендуют идти учиться на журналиста по разным причинам. Ты уже успела разочароваться в современной журналистике или тебе всё по кайфу? Почему ты выбрала именно такую профессию? Иными словами: был ли некий триггер для того чтобы ты сделала такой необычный и, в каком-то смысле, тяжёлый выбор?

Ох, я десять лет мечтала работать в журналистике, даже поступила на одно из пяти бюджетных мест в вуз, который хотела, получила диплом. Я всей душой люблю эту профессию за возможность прожить множество жизней вместо одной, за стремление помогать людям, за внимательность к деталям и стремление к объективности. Мне с детства нравилось рассказывать людям истории и видеть, как в их глазах рождается любопытство. Журналистика отлично закрывала эту потребность. Да, тяжело, но интересно. А потом случилась музыка, и она тоже сработала.

Разочарования в профессии нет, только в решениях государства. Оно буквально пошагово убивает то, что я люблю, и не даёт людям честно делать их работу. Личной трагедией был день объявления первого иноагента, так как стало ясно, что дальше начнётся мощнейшее выдавливание всех неудобных. Драмой, от которой я на неделю тупо легла, стало прекращение вещания «Эха Москвы». Кто изучал историю журналистики, знает, что это очень символичный момент, учитывая, при каких условиях их в прошлый раз снимали с эфира. Многое говорит о происходящем в стране.

Я очень рада, что решила сделать ставку на музыку и сейчас не работаю по диплому. Меня бы убили последние годы, правда.

Ты из Санкт-Петербурга, где часто погода серая и хмурая, а твои песни, как по нам, наоборот, создают атмосферу, тёплого легкого дождя в яркую солнечную погоду. Как тебе удаётся вносить в свои песни столько позитива и надежды, когда за окном часто бывает промозглая погода, которая, зачастую, способствует возникновению меланхолии, а никак не таких ярких песен?

Чудом. Удивительно, что я пишу их, когда мне плохо, и я реву. Без слёз написано штук шесть, а я их уже около пятидесяти выпустила. Представьте, насколько мне странно слышать такие отзывы.

Совсем недавно у тебя в телеграм-канале была опубликована аудиозапись с песней, в которой есть строки о том, что «пора научиться выбирать людей»? Так ли часто тебе приходилось разочаровываться в людях, и какие поступки других людей могут повлиять на тебя, чтобы разочароваться в них?

Я вечно хочу видеть в людях лучшее, и на многое закрываю глаза, так что, да, такое происходит довольно часто. Больше всего задевает, конечно, предательство в разных его формах, желание близкого специально причинить мне боль, а также ложь и нарушение договорённостей. Главное, что я прошу от людей, с которыми завожу личные или рабочие отношения — честность. Если человек не может отвечать за свои слова и поступки, я с ним прощаюсь. Таких в горы не берут.

-8

Всегда ли ты сама ощущаешь внутри себя позитив и чем подпитываешь своё внутреннее тепло? Что ты делаешь, чтобы поднять себе настроение, если оно у тебя плохое? Благодаря чему или кому твоя жизнь сейчас наполнена смыслом, в самом глобальном понимание этого слова?

Это очень смешной вопрос потому, что я по жизни довольно грустный и тревожный человек, который в своё время заработал себе диагноз и прошёл через антидепрессанты и терапию. Я крайне эмоциональная, и это работает в две стороны. Есть Ксюша, которая носится по городу с горящими глазами и считается душой компании, и та, которая неделями не выходит из квартиры и уговаривает себя поесть или встать с кровати. Чтобы почаще выныривать из второго состояния, я стараюсь вести дневники эмоций и в случае полного мрака обращаться к специалистам. Из базовых вещей помогают себя чувствовать менее разбито горячий душ, чай с лимоном и многочасовой просмотр любимых сериалов а-ля «Книжный магазин Блэка» и «Как я встретил вашу маму». И никаких людей. Без общения проще восстановить силы.

А смысл в мою жизнь приносит музыка и моё призвание. Я немножко глупый волк, который складывает яйца в одну корзину, но это буквально то, ради чего я встаю по утрам и нахожу силы идти вперёд. Своя, чужая — не имеет значения. Просто музыка. В ней всё.

Любовь — это то, что порой делает нас самыми счастливыми людьми во всей вселенной. А что, кроме неё, обладает такими же метафизическими свойствами, на твой взгляд? Что ещё может быть и началом новой жизни, и орудием убийства, одновременно, и почему?

Надежда. Очень мощная вещь. Удивительно, как она заставляет людей держаться там, где это кажется невозможным, и просто убивает их изнутри, когда они в каких-то важных моментах её теряют. Мне кажется, одна из самых жестоких вещей — давать человеку ложную надежду, чтобы потом он с высоты разбился о суровую реальность.

Если бы у тебя была возможность разгадать какую-нибудь историческую тайну, над которой веками бьются учёные, то что бы ты хотела узнать и почему именно это? Считаешь ли ты, что иной раз нам всем полезно может быть и не знать ответы на какие-либо вопросы, чтобы просто на их месте не появилось ещё больше новых?

Я бы хотела узнать побольше про «исторического Иисуса». Жизнь этого человека, какой бы она ни была, явно произвела большое впечатление на авторов Нового Завета. Было бы славно узнать, что там происходило на самом деле. Из-за веры всё-таки столько войн велось.

-9

Беседу вели: Артём Гарькавый и Марина Миклашевич.

Фото предоставила: Евгения Анисимова, Кирилл Алехин и Олег Борищенков.

Орфография и пунктуация собеседницы по возможности сохранены.

Вступайте в группу Музыкальный портал Голос Рока ВКонтакте:

https://vk.com/showgolosrocka

Подписывайтесь на наши каналы:

Telegram: https://t.me/golosrocka

Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ): https://www.instagram.com/golosrocka

YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC3x4vP0gL3SiPtZf3a9dI8Q